Клиники откажутся от избыточных услуг

Медцентрам придется оптимизировать работу

Новая реальность уже значительно сказалась на частном медицинском бизнесе и, безусловно, изменит этот рынок. Но заметного сокращения не будет – скорее всего, продолжится тенденция, которая наблюдается уже давно: а именно слияний и поглощений игроков. Небольшим медцентрам гораздо сложнее, чем крупным участникам отрасли, снижать издержки в расчете на единицу услуги. Скорее всего, они будут закрываться или поглощаться крупными сетями.

Сейчас основной проблемой частных клиник стали сложности с поставками и повышение цен на расходные материалы – в частности, на «расходники» для лабораторных исследований, КТ и МРТ, а также для отделений стоматологии, косметологии, хирургии. Цены на них выросли на 20–80%. Конечно, частично это связано с ажиотажным спросом, который сами медицинские учреждения и создают, ожидая возможные перебои с поставками и пытаясь обеспечить непрерывную деятельность, делают запасы расходных материалов.

И сейчас вся отрасль прорабатывает варианты импортозамещения и альтернативных поставок. Активно рассматриваются варианты замещения материалов, которые приобретались в Западной Европе, на аналоги российского производства. Также рассматриваются поставки из Китайской Народной Республики. В ближайшие 3–5 месяцев найти замену необходимо. Собственно, весь бизнес сейчас именно этим вопросом и озадачен.

Как следствие – стоит ждать повышения цен на медицинские услуги частных центров в среднем на 20%. Но это будет не сразу, а постепенно, рост будет наблюдаться на протяжении всего года. В первую очередь, конечно, повысятся цены на те услуги, которые связаны с расходными материалами, например стоматологические, особенно это касается зубопротезирования и ортопедии. Они вырастут пропорционально росту расходных материалов. Что касается тех услуг, которые не зависят от расходных материалов, там стоит ожидать повышение цен в среднем на 10–20% в течение 2022 г.

Жизнеспособными могут оказаться крупные клиники, которые смогут добиться экономии на масштабе оказания услуг и сократить издержки в расчете на одну медицинскую услугу. Текущая ситуация уберет более слабых игроков, тем самым укрепив крупных и средних представителей сферы. Это определенно будет сложный период для небольших предприятий, у которых нет запаса прочности и устойчивости.

Возможно, останутся моноклиники с сильным брендом, но большинству из них будет крайне тяжело, в том числе из-за роста закупочных цен, необходимого IT-оборудования. А если при оптимизации будут нарушены обязательные бизнес-процессы, технологии, стандарты обслуживания пациентов или будут привлекаться менее профессиональные специалисты с более низкой зарплатой, то пострадает качество оказания услуг. А в медицинской сфере этого допускать никак нельзя – необходимо делать все возможное, чтобы центры имели возможность оказать услугу качественно и с точки зрения медицинской составляющей, и с точки зрения удобства для пациента.

При этом повышение цен будет связано не только с ростом стоимости расходных материалов, но и с необходимостью индексации заработной платы медицинских работников в связи с инфляцией и необходимостью дополнительной социальной поддержки сотрудников. Для очень многих медицинских центров в расходной части доля заработной платы – основная.

Повышение зарплат медработникам возможно уже сейчас, в том числе за счет цифровизации рабочих процессов. Возможно оптимизировать запись пациентов за счет интеграции в электронных сервисах, снизив таким образом расходы на сотрудников регистратуры и контактного центра. Поможет и полный переход на электронный документооборот, подключение к мобильному приложению медицинского центра всех пациентов и дальнейшие коммуникации с пациентами посредством мобильного приложения.

Прогнозы сейчас делать сложно, но возможно снижение спроса пациентов на оздоровительные и профилактические услуги, а также услуги с отложенным спросом, например повторные приемы специалистов с целью контроля лечения. Спрос на такие услуги может снижаться при падении реальных доходов населения – в этом случае вектор медицинской помощи смещается в сторону неотложной помощи и помощи, существенно влияющей на качество жизни прямо сейчас. Тем медцентрам, которые все же захотят сохранить все услуги, придется предпринимать дополнительные действия для увеличения спроса.

При этом в будущем явно будет происходить перераспределение врачей от более мелких в более крупные клиники, а также перераспределение пациентов. Сейчас же спрос на медицинские услуги остается высоким. Его нельзя назвать ажиотажным, но и падения спроса не отмечается. Скорее, это хороший спрос высокого сезона.