Панамские офшоры и простые россияне

Политолог Федор Крашенинников опровергает тезисы о влиянии разоблачений на российский электорат
Трудно вообразить даже примерное содержание публикации, способной гарантированно смутить умы десятков миллионов россиян

Российская общественность отреагировала на публикацию панамского досье бурно, но специфично. Многие выразили разочарование: мол, все это зря, простых россиян таким не пронять. Как раз по поводу тезиса о влиянии публикуемых разоблачений на состояние умов российского электората и возникает ряд вопросов.

Непонятно, откуда взялась мысль, что публикация в международных СМИ документации компании Mossack Fonseca должна как-то воздействовать именно на электорат в России, а не, например, в Китае или Саудовской Аравии. Можно понять, почему эту идею транслирует Кремль – там давно мыслят в конспирологических категориях и все происходящее на земле считают борьбой мирового зла с ними лично. Гораздо удивительнее, что многие оппоненты Кремля тоже убеждены, что весь мир только и ищет способ повлиять на российский электорат. Нравится это кому-то или нет, но наша страна вовсе не центр мироздания и далеко не все делается с учетом российских интересов и специфики.

Трудно вообразить даже примерное содержание публикации, способной гарантированно смутить умы десятков миллионов россиян. В каком СМИ она могла бы появиться, чтоб о ней сразу прознало столько народа и немедленно поверило в ее правдивость? Доказать что-то можно только тем, кто готов эти доказательства воспринимать, этого как раз и нет, как нет и механизма доверительной коммуникации между массовым российским избирателем и разоблачителями коррупции.

Непонятна сама апелляция к выборам в России как процессу, в результате которого из-за изменения настроений россиян якобы может радикально измениться ситуация в стране. Накануне выборов 2011 г. было много разных публикаций, которые действительно изменили настроения общества и даже отразились на результатах голосования – партия власти тогда получила меньше, чем ей хотелось бы. Это привело к общественным волнениям, недолгому смятению в верхах и последующей реакции, а избранная тогда Дума напринимала таких законов, о которых в 2011 г. и подумать никто не мог.

Надеяться, что кто-то где-то опубликует «правильную» статью, а миллионы прозревших соотечественников придут на выборы, проголосуют за кого надо и тем самым изменят ситуацию в стране, – самообман. Десятки миллионов не прозреют разом, да и результаты выборов в Госдуму (спасибо Конституции 1993 г.!) не могут ничего изменить: вспомните Бориса Ельцина, который с минимальным рейтингом эффективно нейтрализовывал оппозиционную Думу многие годы.

Ходить на честные выборы и с их помощью менять свою страну к лучшему – удел граждан развитых демократий, которых не так много. Только там информация о правящей верхушке и ее окружении способна радикально повлиять на ситуацию и обновить власть на очередных выборах. Прежде чем подобные механизмы заработают в нашей стране, у нас должны появиться независимые общенациональные СМИ и свободные выборы.

Панамский архив свидетельствует, что российская элита интегрирована в мировую экономику гораздо сильнее, чем ей самой хотелось бы. Парадоксальным образом именно в неотделимости политической и экономической элиты России от общемировых процессов обнаруживается роковая уязвимость нынешней власти и шанс России на перемены. Оттепель или перестройка у нас, к сожалению, возможны только как следствие раскола правящей элиты, а там, судя по реакции, панамские разоблачения читают очень внимательно.

Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург