Мнения / Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 4173 от 03.10.2016 под заголовком: Правила игры: Школы вместо оружия

Глобальная амбиция для России

Почему следует поддержать идею создания Глобального фонда образования
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Максим Буев

На встрече экспертов, организованной Центром стратегических разработок в июне для обсуждения вызовов, стоящих перед нашей страной, один из участников брейн-штурма сделал следующее интересное замечание. Одной из причин изолированности России на международной арене, с его слов, является то, что по большей части мы пытаемся решать местечковые проблемы и не принимаем полноценного участия в определении повестки дня в решении вопросов глобальных. После присоединения Крыма подобное положение вещей лишь усугубилось: многие инициативы, реализуемые совместно с экономически развитыми странами, фактически сошли на нет, за исключением контактов в области борьбы с терроризмом.

Вот, однако, пример свежей глобальной амбиции, поддержка которой Россией имела бы колоссальный положительный эффект. Пару дней назад Джеффри Сакс, известный экономист и профессор Колумбийского университета в США, призвал правительство своей страны кардинально изменить структуру расходов на глобальные инициативы и переключиться с поддержки войн и смен политических режимов в различных странах на финансирование глобального образования. В настоящий момент на международные военные программы США тратят $900 млрд в год и лишь $1 млрд – на финансирование образовательных инициатив. Сакс предлагает создать международный Глобальный фонд образования (ГФО), который не только бы помог развивающимся странам выбраться из ловушки неграмотности, но и способствовал бы прекращению новой неявной гонки вооружений, в которую уже включились Россия, Китай и страны Ближнего Востока.

Согласно последнему отчету Международной комиссии по финансированию глобального образования, возглавляемой бывшим премьером Великобритании Гордоном Брауном, к 2030 г. 1,5 млрд человек трудоспособного возраста в развивающихся странах не будут иметь среднего образования. А в странах с низким и средним уровнем национального дохода 422 млн детей так и не закончат начальную школу. Это все при условии сохранения прежнего уровня глобальной помощи в сфере образования. Для того чтобы ситуация изменилась, ежегодное финансирование необходимо увеличить в 10 раз.

Предлагая для этих целей создать ГФО, Сакс знает, о чем говорит: в начале века при его прямом участии был создан Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, который уже привел к практически полному искоренению некоторых заразных болезней. Россия, кстати, пожертвовала в этот фонд $317 млн в 2002–2013 гг. Потом наши взносы прекратились.

Поддержка идеи ГФО могла бы способствовать не только изменению неблагоприятного внешнего имиджа нашей страны, сложившегося за последние пару лет, но, возможно, и очередной «перезагрузке» отношений с Западом. Однако еще более важным результатом явился бы вклад этой инициативы в ту же борьбу с терроризмом и установление основ устойчивого мира. Если в ближнесрочной перспективе без участия спецслужб и министерств обороны здесь не обойтись, в долгосрочной перспективе решающую роль должны играть министерства образования.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

Читать ещё
Preloader more