Матахаризация гибридной войны

Раз уж мы живем в осажденной крепости, то шпионов должно быть много и желательно — шпионок
Обвинение Цуркан в том виде, в каком оно — всерьрез! - представлено в обстоятельствах XXI века, напоминает ссылки на решения Трулльского (VI век) и Лаодикийского (IV век) соборов в деле Pussy Riot

Дело Карины Цуркан, руководителя блока трейдинга «Интер РАО», последовало почти сразу за приговором Роману Сущенко, осужденному за шпионаж в пользу Украины, – оказывается, у нашей Нацгвардии, несмотря на то что вся ее деятельность видна как на ладони, есть секреты, весящие 12 лет лишения свободы.

Раз уж мы живем в осажденной крепости, то шпионов должно быть много и желательно, чтобы среди них попадались, как выразилось одно густо прокремлевское издание, «симпатичные и стройные брюнетки». Чтобы оборона крепости не превратилась в рутину, нужно в нее добавить немного специй и запаха женщины. Без матахаризации процесса доказать свою полезность начальству и отвлечь шпионской историей сосредоточенное на пенсионном возрасте население невозможно.

Хотя на выходе получается дистиллированный Ильф и Петров: «Сигуранца проклятая! – закричал Остап, поднимая босую ногу. – Паразиты!» Может быть, все дело в «бранзулетках»? Или в подковерных войнах? В Борисе Ковальчуке, одном из представителей наследственной аристократии путинской эры, предправления «Интер РАО», которого, как со знанием дела сообщила газета «Завтра», с «брюнеткой» связывали «достаточно близкие отношения». А тут еще и замминистра энергетики Вячеслав Кравченко...

И тогда шпионка оказывается не просто в электросетях, проникнув в них на манер электрического тока, но и, страшно сказать, в самом верхнем кругу российской политической элиты. Они ведь там, наверху, друг друга поедом едят – почему бы не демонизировать молдавско-румынскую даму и с ее помощью не продолжить процесс этого взаимного поедания? Есть и сопутствующий эффект, ведь простой российский обыватель почешет грудь под майкой-алкоголичкой и подумает: не дремлет враг. Румынская разведка, связанная с ЦРУ и с рядом разведок стран НАТО, не хухры-мухры.

Хотя само словосочетание «румынская разведка» находится в одном семантическом ряду с прорытием «канала от Лондона до Бомбея» из «Покаяния» Тенгиза Абуладзе. Собственно, примерно этими вопросами Цуркан и занималась – строительством атомной станции «Аккую», поставками электроэнергии в самые разные места. Ничего, что это просто входило в круг ее обязанностей. Обязанности какие-то странные.

К тому же, как не стесняясь сообщают источники в спецслужбах, она передавала сведения, составляющие гостайну, о поставках электроэнергии в ЛНР и Крым. Являются ли ЛНР и Донбасс территориями Российской Федерации? Судя по характеру публичных обвинений Цуркан, эти территории оцениваются именно как составные части России – можно ли на этом строить уголовное дело? Поставки в Крым – это страшная тайна? Какие вообще могут быть секреты в поставках электроэнергии или в планах ее поставок, пусть даже речь идет о территориях, которые большая часть государств этого мира считает аннексированными и непризнанными? Или природа электрического тока тоже составляет государственную тайну и эксклюзивное знание самобытного суверенного русского технического гения?

Для спецслужб – все в этом мире страшная тайна. Иначе зачем бы они вообще были нужны? Для дирижистов любые предприятия стратегические. Пусть оно не работает по-человечески, зато остается родным, кондовым и домотканым. Для политиков изоляционистской волны любое телодвижение в сторону Запада – покушение на суверенитет, а образование мирового уровня, как показывают кейсы Европейского университета и Шанинки, фактически приравнивается к терроризму и покушению на основы конституционного строя. Обвинение Цуркан в том виде, в каком оно – всерьез! – представлено в обстоятельствах XXI века, напоминает ссылки на решения Трулльского (VI век) и Лаодикийского (IV век) соборов в деле Pussy Riot. Какая-то безнадежная архаика, но надо понять и наши спецслужбы: лучшей кандидатки на роль Маты Хари гибридной войны России с Западом, США, странами НАТО и не слишком дружелюбной Румынией и не придумаешь.

«Да здравствует великая Румыния! – повторил Остап по-русски. – Я старый профессор, бежавший из московской чека! Ей-богу, еле вырвался!» Цуркан будет сложно вырваться из московской чека – она ей очень нужна: процесс над новой иконой разведывательного стиля еще долго может развеивать скуку электорального планктона. К тому же число шпионских процессов будет только увеличиваться – обратно пропорционально экономическим показателям.

Автор — руководитель программы Московского центра Карнеги