Как дело Егора Жукова из демонстрации силы стало демонстрацией слабости

Даже прокремлевские СМИ были вынуждены обратить внимание на резонансный процесс
Да, у среднего читателя притупилось ощущение вопиющей несправедливости [дела Егора Жукова], но это хорошая мина при плохой игре

Если на выборах в США в 2008 г. «водопроводчику Джо» удалось стать собирательным образом американского среднего класса, то Егор Жуков, получивший условный срок 6 декабря, вполне может претендовать на то, чтобы считаться собирательным образом городской российской молодежи.

Он выглядит как парень, которого вы встретите в любом московском кафе с книжкой или ноутбуком. Улыбчивый студент, записывающий свои видео на фоне стенки и говорящий просто то, что он думает, не похож ни на мажора, ни тем более на экстремиста. Напротив, это классический умный и смелый парень – что-то среднее между Гарри Поттером и Тимуром и его командой. Парни хотят дружить с такими, девушки хотят встречаться с такими, а мамы и тех и других хотят, чтобы их дети водили компанию как раз с такими людьми.

Заводить судебно-политическую и тем более медийную атаку против такого человека – самоубийственное безумие. К нему не только ничего не прилипнет, но еще и отскочит рикошетом в вас обратно.

Нам остается лишь гадать, кто и зачем принимал решение продолжить атаку на Егора Жукова после того, как с него были сняты обвинения в организации массовых беспорядков, но этот человек (или группа людей) явно не очень хорошо разбирается в пиаре. С тем же успехом можно было предложить представителям российской власти публично обижать сирот.

Само дело против Жукова выглядело настолько очевидно немотивированным произволом в отношении невиновного человека – причем очевидно для человека любых взглядов, как сторонников, так и противников власти, – что в течение нескольких последних месяцев государственные информагентства и прокремлевские СМИ сообщали о ходе дела скупо-нейтрально. Не было ни одной серьезной попытки назвать его иностранным агентом, провокатором, национал-предателем, разыграть карту экстремизма или терроризма. Все классические козыри пропаганды – от госдепа до украинского майдана – не были задействованы.

К такому скупо-нейтральному освещению дела Жукова добавлялось максимально позитивное освещение в независимых СМИ и соцсетях лидеров общественного мнения, которые дошли до того, что суд над Жуковым – это суд над поколением. А 1 декабря сдались и информагентства, и прокремлевские СМИ и стали подробно писать о процессе и его последствиях. В частности, с 1 по 11 декабря на лентах ТАСС и «РИА Новости» вышло порядка 30 сообщений о Жукове. Тональность всех, кроме одного – «В сети осудили планы защитника Егора Жукова дать деньги армии Украины», – была или нейтральной, или даже положительной.

Свою оценку процессу и приговору давали депутаты и сенаторы, пресс-секретари Путина и Медведева, члены СПЧ, руководство ВШЭ и МГУ и др. (со словами вроде «приветствовал», «лучше, чем могло быть», «по сути, оправдательный» и т. д.). 3 декабря ТАСС передал, что «эксперт по делу Егора Жукова сообщил, что не имеет профильного образования» – на этом аргументе в том числе строилась линия защиты студента, доказывавшая, что лингвистическая экспертиза в этом случае выглядит притянутой за уши софистикой.

Кроме того, государственные агентства сообщили, что Жуков получил работу в «Новой газете» и стал соведущим на «Эхе Москвы». РИА даже написало отдельно, что рэпер Оксимирон будет размещать теперь видео Жукова на своем канале. И в тот же день выпустило совсем уж карикатурную новость: «Во ВШЭ ждут возвращения Жукова на учебу в понедельник».

Да, в итоге у среднего читателя притупилось ощущение вопиющей несправедливости, так как государственные СМИ вместе со всеми перечисленными людьми предложили порадоваться условному приговору и вообще тому, как складывается судьба парня, которому просто немного не повезло.

Но это относительно хорошая мина при плохой игре. Процесс против Жукова, скорее всего, затевался как демонстрация силы, но в итоге стал демонстрацией слабости. При полном контроле силовиков, судов и основных медийных ресурсов власть вынуждена была отступиться и осознать свой цугцванг – каждое последующее действие усугубляло ситуацию. В итоге Жуков стал раскрученной звездой (раскрученной в том числе с помощью кремлевских рупоров), а месседж отправлен молодежи ровно противоположный задуманному: слепая репрессивная власть будет тебя давить, но Жуков смог выстоять – и ты сможешь.

Автор — сооснователь KF Consulting