Кенигсбергу Кенигсбергово

Вернув Калининграду его прежнее имя, прилично было бы вернуть и его прежние земли

На прошлой неделе в Польше начали менять указатели на дорогах, ведущих в Калининград. Теперь на щитах пишут Królewiec (Крулевец, «королевский») – этим именем поляки когда-то называли Кенигсберг (нем. «королевская гора»), столицу Восточной Пруссии. Восстановлению исторической памяти подвергнутся 26 плакатов у дороги, что обойдется польскому бюджету в 60 000 злотых (1,1 млн руб.).

Вернуть славное имя на карты решил правительственный комитет по стандартизации географических названий за пределами Республики Польши. Чиновники осознали, что название Калининград – «искусственное», «принесенное извне» и «не имеет отношения ни к городу, ни к области». А имя Михаила Калинина имеет в Польше «негативную коннотацию».

Кажется, нам следует согласиться с этой реформой и принять ее как свою. С одной стороны, у русских тоже с XIII в. было особое название для Кенигсберга – Королевец, его использовали вплоть до XIX в. «Всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин (1875–1946 гг.) вряд ли обидится, если Россия вспомнит это красивое имя древнего города.

С другой стороны, Польша ведь всегда отрицала компромиссы и полумеры, в том идентичность этого восточнославянского государства. Поэтому если уж восстанавливать историческую память, то до конца: вернув Калининграду его прежнее имя, прилично было бы вернуть и его прежние земли.

1 марта 1947 г. Контрольный совет войск союзников объявил, что именно прусское государство «являлось источником милитаризма и реакции в Германии» и поэтому оно больше не существует. Слово «Пруссия» приговорили к символическому забвению, будто один его звук был способен вызвать джиннов войны.

Провинцию Восточная Пруссия (37 000 кв. км), территорией сравнимую с нынешними Нидерландами, поделили как трофей. Клайпедский край (2800 кв. км) ушел в Литву. Кенигсберг и прилегающие к нему северные земли провинции (15 100 кв. км) образовали Калининградскую область России. А остальное досталось Польше и составляет сейчас процветающее Варминьско-Мазурское воеводство.

Но теперь Польша кликнула тех самых джиннов. Что будет, если и в самом деле пойти по предложенному Польшей пути исторической реконструкции и вернуть все, «что имеет отношение к городу и области»? Скромному Калининграду достаточно было и Советска. Но древний Кенигсберг/Королевец/Крулевец стонет о потерянных замках Алленштайн (ныне Ольштын) и Хайльсберг (Лидзбарк-Варминьски), о кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Фрауенбурге (Фромборк) и удобной гавани Эльбинга (Эльблонг). Да и Клайпеда помнит, что она Мемель. Королевской горе пристало возвышаться над всем королевством. Реваншизм? Нет, всего лишь гипотетическое продолжение истории, затеянной в Варшаве.

Многим участникам внешнеполитического процесса может быть на руку тот факт, что последовательность есть сильная сторона наших польских партнеров. Прошлой осенью Польша потребовала от Германии компенсации за разорение в ходе Второй мировой – $1,3 трлн. Но ведь каждый помнит, что поначалу Польша взяла такую компенсацию землями. По условиям Ялтинской и Потсдамской конференций, а также в результате двусторонних договоров с СССР в 1945–1956 гг. Польша получила часть Западной Пруссии и Силезии, Восточную Померанию и Восточный Бранденбург. Это примерно пятая часть страны, и это до сих пор самая развитая и обустроенная часть Польши. Тот же Гданьск, колыбель последней из польских революций, – это бывший прусский город Данциг.

Но ведь дважды за одну вину не платят. Значит, новую инициативу польской стороны следует понимать так: теперь они хотят денег (мало ли, наступили трудные времена), но готовы вернуть земли. Ведь нельзя же, сказав «а», не пройти до самого конца этого алфавита? Кажется, правительству ФРГ стоит прислушаться к этой истории. $1,3 трлн не так уж и много за Силезию и Померанию.

Школьный учитель из Польши скажет: когда-то (в X в. – «Ведомости») этими землями правили польские короли. Но сейчас ведь речь не о том, кто где жил. Простая математика: кончилась война – Польша получила территорию. За что? За лояльность к победителю. Сейчас лояльность отозвана, так что победитель возвращает Польшу к диалогу с Германией.

Поляки храбрые, и если уж они взялись пересматривать итоги Второй мировой, то ожидать можно многого. Например, страшно сказать, начала диалога и о тех частях Украины, которые были польскими до 1939 г. Если Калининград теперь Крулевец, то и Львів должен стать Львувом, иначе нечестно. А двойные стандарты противны польским политикам, это вам подтвердит буквально каждый польский политик.

Королевец между тем хорошее название.