Соединенные Штаты Европы

Почему Евросоюз в его нынешнем виде не может быть противовесом США

Немецкий политолог Ульрике Геро опубликовала нашумевшую книгу под названием «Финал Европы: почему европейский политический проект потерпел неудачу и как мы можем мечтать о нем снова?» (Endspiel Europa. Warum das politische Projekt Europa gescheitert ist und wie wir wieder davon träumen können? Франкфурт-на-Майне, 2022. – «Ведомости»). Геро, известная своей критикой США и НАТО, с поразительной ясностью определяет опасность, исходящую от господства Соединенных Штатов в мире.

Из этого состоит первая половина книги. В качестве противовеса Геро рекомендует создать Европу, в которой все национальные государства объединены в сверхгосударство. Это вторая половина книги. И вот тут Геро ошибается.

Такая Европа – это сон, и это кошмарный сон. Сверхгосударство «Европа» со столицей в Брюсселе никогда не сможет стать глобальным противовесом США.

Ульрике Геро ошибочно считает, что именно такой ЕС планировался как европейский противовес Соединенным Штатам. В выступлениях и текстах конца 1950-х – начала 1960-х гг., т. е. периода после заключения Римского договора, действительно говорили о союзе европейских стран в таком ключе. Но Шарль де Голль стремился к «Европе отечеств»: не к федеративному государству, как США, а к конфедерации государств. Национальные государства Европы должны были сформировать единый рынок и сотрудничать там, где это имеет смысл, но в остальном оставаться суверенными. И действительно, прежде всего следовало ослабить влияние Соединенных Штатов.

Кульминацией этих тенденций стал выход Франции из НАТО в 1966 г. По замыслу де Голля эта Европа должна была простираться от Атлантики до Урала, поэтому она явно подразумевала особые отношения с Россией.

Однако встречное предложение возобладало. Восторжествовала та Европа, которая не уважает суверенитет национальных государств, но пытается растворить их в огромном европейском унитарном государстве. Европа, которая будет построена, как Соединенные Штаты.

Как и в случае с флагом США, звезды на синем фоне образуют основной элемент флага ЕС. Это представление о Европе исходит не из Парижа, а из Бельгии, Люксембурга и Нидерландов, так называемых стран Бенилюкса. Нидерланды, лидер в этом союзе, несомненно, являются ближайшим европейским союзником США. Рональд Рейган даже охарактеризовал отношения между Нидерландами и Соединенными Штатами в 1982 г. как «самые длительные непрерывные мирные отношения, которые у нас были с любой из стран мира».

В Европейском союзе, который существует сегодня, уже нет никаких следов той «Европы отечеств», о которой мечтал де Голль, – зато он практически полностью соответствует идеям Соединенных Штатов. Конечно, Россия не должна быть частью такого союза. Этот союз, как показывают события на Украине, стремится к конфликту с Россией. Его стратегии неразрывно связаны с НАТО через статью 42(7) Договора о Европейском союзе («...Обязательства и сотрудничество в данной области продолжают соответствовать обязательствам, принятым в рамках Организации Североатлантического договора...»): по сути, даже нейтральные члены ЕС, такие как Австрия, косвенно входят в НАТО. Нынешний ЕС является экономико-политическим крылом НАТО; НАТО – это военное крыло нынешнего ЕС. Брюссель одержал верх над Парижем.

Очень показательно, что в то же самое время США продвигают определенные ситуации, подвергающие ЕС испытаниям. Выход Великобритании из ЕС в 2020-м был бы невозможен без одобрения США. На рубеже тысячелетий США требовали принятия Турции в ЕС. Сейчас американцы этого не делают, потому что им больше не нравится Эрдоган. Но тогда идея состояла в том, чтобы ослабить ЕС. Как показали исследования американского политолога Сэмюэла Хантингтона, чем больше культурно отличаются члены конфедераций государств, тем хуже они функционируют. Исламская Турция была бы песком в шестеренках христианской Европы. США хотели, чтобы Европа оставалась слабой.

По этой же причине США поощряют массовую иммиграцию в ЕС. США разжигают конфликты в Африке и на Ближнем Востоке, чтобы перенаправить потоки беженцев в Европу. Каддафи был свергнут в результате заранее спланированной операции, чтобы путь из Африки в Европу был свободен. Каддафи был крышкой африканского котла. С тех пор как он ушел, массы людей из Африки вторглись в Европу. Даже если Европа справится с этим натиском, она будет состоять уже не из исторически сложившихся народов, а из мультикультурного общества, как Соединенные Штаты – страна приезжих. А если Европа не справится с этим натиском, то в результате погрузится в хаос и уже не будет представлять угрозы для США. Это беспроигрышная ситуация для Америки.

Парадоксальная и, к сожалению, успешная стратегия Соединенных Штатов заключается в том, чтобы у Европы было только два варианта пути: либо стать копией, продолжением, частью США – либо утратить силы, чтобы не быть конкурентом Америке. Это и есть реальность, которую европейская мечтательница Ульрике Геро и многие другие отказываются признать.

Как только вы осознали это – вы понимаете, что есть только один путь: назад, к идеям де Голля! Брюссель должен быть лишен власти. Нам нужна Европа с двумя центрами – Парижем и Берлином. Эта Европа должна быть конфедерацией суверенных национальных государств, а не федеративным государством, как Соединенные Штаты. Ей нужна собственная оборонительная структура, и она должна открыться на восток. С другой стороны, Россия может играть роль моста между Западной Европой и Азией в соответствии со своей историей и географическим положением. Это та Европа, к которой стремится АдГ в Германии и к которой стремятся подлинно патриотические оппозиционные партии во всех других европейских странах.

Такой Союз Европы будущего настолько отличается от нынешнего Европейского союза, что простой реформы будет недостаточно. Те, кто цепляется за ЕС в его нынешнем виде, следуют прямо в исторический тупик. ЕС должен быть распущен и затем возобновлен как конфедерация свободных наций. Выборы в Европарламент в июне 2024 г. покажут, поняли ли народы Европы, что такой путь – в их интересах, или же они ослеплены контролируемыми из США СМИ.