«Унесенные ветром» против «Паразитов»

Впитав американскую эффективность и поднявшись экономически, другие страны теперь тоже предлагают миру качественную продукцию – это реальность
Какая ужасная награда киноакадемии... У нас достаточно проблем с Южной Кореей в торговле, и тут они дают им приз за лучшее кино года. Это нормально? Не знаю. Давайте вернем Унесенных ветром...
Дональд Трамппрезидент США

Дональд Трамп, безусловный лидер процесса экономической антиглобализации, попытался перенести свои достижения в торговых войнах и защите «наших прекрасных фермеров и трудолюбивых рабочих» на самое массовое из искусств. И выступил в защиту американского кино от нашествия всяких корейских паразитов. Точнее, «Паразитов».

А также поддержал традиционные американские ценности, каковыми наравне с прекрасными фермерами и трудолюбивыми рабочими являются звезды классического фильма Вивьен Ли и Кларк Гейбл, осудив ужасного Пона Джунхо с его остросоциальной сатирой.

В последние десятилетия американская (или шире – западная) экономика и культура завоевывала мир. В развивающихся странах американские компании открывали производства, банки и консалтинговые фирмы помогали развивать местные рынки капитала и систему управления, а технологические компании приносили сервисы и гаджеты. Американское кино и массовая культура распространялись по планете, порождая опасения, что они подавят местные культурные традиции.

Некоторые стали бороться с тем, что они считают негативными последствиями такого процесса. Одни вводят квоты на фильмы, другие начинают торговые войны. Но в это же время идет и обратный процесс. Впитав американскую эффективность и поднявшись экономически, другие страны стали предлагать экономическую и культурную продукцию не менее высокого качества. И Южная Корея здесь, пожалуй, самый яркий пример. Корея – мировой технологический и производственный лидер. Samsung и LG, Hyundai Motor и крупнейшая судостроительная компания мира Hyundai Heavy Industries, первая на планете сеть 5G и одновременно глобальный культурный феномен: корейский поп, песня Gangam Style и вот теперь «Паразиты» – первая в истории лента не на английском языке, получившая «Оскара» как лучший фильм года.

Китайские Alibaba, Tencent, Baidu взяли за образец Amazon и Google и пошли дальше. И Huawei, которую администрация Трампа в чем только не обвиняет, – компания, ставшая ведущим мировым производителем телекоммуникационного оборудования. Китайские производители смартфонов, начав с дешевых копий iPhone, научились создавать модели, конкурентоспособные на мировом рынке. А производственные и инфраструктурные компании трудятся не только в Азии, Африке и бедных странах Восточной Европы. Они открывают предприятия в США, в том числе в депрессивных районах, пострадавших от вывода производств в тот же Китай. Это началось до торговой войны Трампа и объясняется не только желанием избежать импортных пошлин. Стоимость труда в Китае за десятилетия сильно выросла. И с учетом транспортных издержек некоторые производства теперь выгоднее размещать ближе к американским потребителям – в США.

В сфере кино влияние Китая тоже сильно выросло. Голливуд пытался организовать совместные проекты и делать фильмы в расчете на китайскую аудиторию. Но не сильно преуспел: как минимум на своем рынке китайские кинопроизводители сейчас безусловные лидеры без всяких квот.

Поэтому в будущем у таких, как Трамп, все чаще станут возникать приступы несовместимости с такими, как Huawei и «Паразиты». Чему не такие, как Трамп, могут только радоваться – как минимум в сфере культуры.