Для «Медузы» статус иноагента уже обернулся потерей денег

Регистрация издания вне России не спасла его от жесткости российских законов
Минюст России объявил нас иностранным агентом. Из-за этого мы потеряли рекламодателей. Это значит, что у нас заканчиваются деньги. Прямо сейчас.
Редакция «Медузы»

Минюст внес «Медузу» в реестр иностранных СМИ, «выполняющих функции иностранных агентов». Точнее, в реестр внесена компания SIA «Medusa Project», зарегистрированная в Латвии, где находится и основной офис издания. Это решение – не просто формальность. Теперь каждую свою публикацию «Медуза» вынуждена помечать так: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Иначе «Медузе» будут грозить санкции.

Требование закона издание решило выполнять, но от негативных последствий для бизнеса это ее все равно не уберегло. «Минюст России объявил нас «иностранным агентом». Из-за этого мы потеряли рекламодателей. Это значит, что у нас заканчиваются деньги. Прямо сейчас», – сообщила 29 апреля редакция «Медузы». Фактически речь идет об угрозе остановки проекта.

Оценить, насколько значительна рекламная выручка «Медузы», эксперты с высокой точностью не берутся. Экс-гендиректор Rambler & Co Максим Тадевосян говорит предположительно о 200–250 млн руб. в год – с учетом пожертвований (холдингу Rambler принадлежит интернет-издание Lenta.ru, главным редактором которого в 2004–2014 гг. как раз и была основатель «Медузы» Галина Тимченко). В декабре 2015 г. тогдашний издатель «Медузы» Илья Красильщик в статье для vc.ru писал, что 70–80% доходов издания приходится на так называемую нативную рекламу – редакционные проекты, в подготовке которых участвует рекламодатель. Как бы то ни было, статус иноагента, безусловно, осложнит взаимодействие «Медузы» с рекламодателями, которые, объясняет гендиректор медиаагентства PHD (Media Direction Group) Димитрис Ваяс, «трепетно относятся к сохранности бренда, местам и окружению, в котором он появляется». «Можно предположить, что «Медуза» в ближайшем будущем попадет в листы, которые не будут проходить модерацию у таких брендов», – заключает он.

В заявлении редакции говорится, что «Медуза» к этому готовится и уже сокращает расходы. Она закрывает офисы в Риге и Москве и сокращает зарплаты на 30–50%. В «Медузе» сейчас работает более 60 человек. Главный редактор издания Иван Колпаков говорит, что решение о сокращении зарплат вступит в силу с мая и коснется почти всех сотрудников, кроме многодетных. В ближайшие дни будет ясно, кто сможет продолжать работу в таких экономических и политических условиях: «У нас невероятная команда, и очень хочется, чтобы она не развалилась», – надеется Колпаков.

Создавая в 2014 г. «Медузу», Тимченко сознательно решила вывести журналистов издания из-под действия ограничительного российского законодательства. Сейчас уже ясно, что обезопасить себя от его воздействия, просто зарегистрировав СМИ за границей, невозможно. А в Кремле, видимо, считают, что и не нужно: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя ситуацию с «Медузой» 28 апреля, отметил лишь, что «исчезновение любого средства массовой информации не будет сильно ощущаться».