Татария оказалась смелее Чечни

Не встретив сопротивления на Северном Кавказе, план Кремля переименовать региональных президентов наткнулся на противодействие Татарстана. Местные чиновники пока не хотят инициировать изменения республиканской конституции

Татарстан не готовится менять свою конституцию, чтобы переименовать должность президента, сообщил «Ведомостям» первый замминистра юстиции республики Сергей Столяров. По его словам, инициатива противоречит республиканскому основному закону, в котором сказано, что госвласть в республике «осуществляют президент, госсовет, кабинет министров и суды» (ст. 9). Сама должность президента появилась в день провозглашения суверенитета Татарстана 30 августа 1990 г. Кроме того, отмечает Столяров, непонятно, хочет ли федеральный центр простого переименования, или же за этим стоит перераспределение полномочий: «Объяснений из Москвы нет». Пока парламент республики находится в отпуске, обсуждать этот вопрос до осени просто некому, говорит депутат Госдумы от «Единой России» Фатих Сибагатуллин. По его мнению, президент Татарстана Рустам Минниханов может согласиться на переименование при обязательном условии сохранения своих полномочий.

Об отсутствии инициатив по изменению конституции сказал «Интерфаксу» и руководитель пресс-службы татарского президента Андрей Кузьмин. Ранее люди, близкие к администрации президента, сообщали «Ведомостям», что инициатива исходит из Кремля и уже осенью Госдума примет федеральный закон об унификации названий госорганов в регионах.

По мнению казанского профессора политологии Владимира Беляева, Татарстан может тянуть с переименованием президента даже в случае изменения федерального законодательства: полномочия между руководителем республики и премьером до сих пор распределяются не так, как установлено федеральными нормами.

Президенту Башкирии Рустэму Хамитову все равно, как называется его должность, говорит замруководителя администрации президента Ростислав Мурзагулов. По его словам, Хамитов придерживается мнения, что, если компетентные органы примут решение об упразднении названия «президент», в республике возражать не будут, главное – чтобы Башкирия сохранила статус республики.

Минниханов прежде работал премьером и опирается на местные элиты, поэтому может противостоять Кремлю, полагает политолог Александр Кынев. В отличие от него у Хамитова нет своей команды, поэтому его позиции слабее. Как считает эксперт, все недавно назначенные президенты республик могут без последствий для себя не выполнить установку Кремля – например, сопротивление инициатива может встретить в Туве, где весной переименование руководителя республики из главы в президента было подтверждено итогами референдума.

Слово «президент» ассоциируется с суверенитетом, поэтому Кремль считает, что от этого слова нужно отказываться, говорит директор Института политики и государственного права Виталий Иванов. По его мнению, вряд ли на Татарстан будут жестко давить в случае сопротивления, но, если примут федеральный закон, исполнять его придется.