Московские чиновники вернулись к идее платного въезда в центр

Департамент транспорта и связи столицы считает, что это поможет бороться с пробками, хотя в это не верил Юрий Лужков и не подтверждает мировой опыт.
С.Портер

Департамент транспорта и связи Москвы вернулся к идее платного въезда личного транспорта в центр столицы, следует из проекта постановления столичного правительства "О концепции развития городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2011-2013 годы", опубликованного во вторник. Впрочем, какой-либо материальной оценки сбора за въезд в документе нет.

Московские чиновники возвращаются к идее платного въезда время от времени, хотя вроде бы признают ее сомнительную полезность. К примеру, в 2009 г. нынешний и. о. руководителя департамента транспорта и связи Василий Кичеджи говорил, что это не решит проблему пробок, а лишь снизит деловую активность населения. «Платный режим для въезда в центр города мы не собираемся вводить. Плата за въезд не очень работает и не очень эффективна», - заявлял еще в 2007 г. бывший мэр Москвы Юрий Лужков.

Мировой опыт всецело подтверждает слова экс-мэра. К примеру, в Лондоне, где в 2003 г. введена плата за въезд в центр в размере 8 фунтов с автомобиля, пробки не исчезли, зато озлобление автомобилистов возросло, а власти заговорили об отмене или заморозке этой меры. Больший долгосрочный эффект приносит оптимальная организация общественного транспорта, строительство дорог, развязок и в конечном итоге – планомерная оптимизация структуры расселения и транспортных потоков в масштабе систем городов. В качестве быстрых мер - оптимизация парковок и ограничение въезда в центр любого транспорта.

Если не считать платного въезда в центр, прочие меры, предложенные департаментом, не новы. Для общественного транспорта это выделенные полосы и приоритетный проезд перекрестков со светофорным регулированием. Предложено проводить конкурсы на все автобусные маршруты, передать общедоступную транспортную инфраструктуру из ГУП "Мосгортранс" в государственную организацию и создать единую для всех перевозчиков диспетчерскую службу. Также предложено создать единую службу сбора доходов и контроля, ввести единый билет на все виды общественного транспорта.

В этом году IBM составила рейтинг, отражающий эмоциональный и экономический ущерб от передвижения в мировых столицах. Москва на четвертом месте вслед за Пекином, Мехико и Йоханнесбургом. При этом Москва на первом месте по числу автомобилистов (42%), которые более трех часов простаивают в пробках. Да и само вождение серьезно раздражает москвичей — они по этому показателю на втором месте после Пекина.

При относительно невысоких темпах роста числа машин (около 3%) 64% московских водителей (2-е место) пожаловались на ухудшение ситуации на дорогах за три года. В среднем по миру — 49%, о заметном улучшении говорили только 5%.