Политика
Бесплатный
Алена Чечель|Юлия Таратута
Статья опубликована в № 2765 от 29.12.2010 под заголовком: Золотые дороги

Транспортный комплекс Москвы финансировался со значительными нарушениями

Транспортный комплекс Москвы тратил деньги с нарушениями законов, в спешке отчиталась Счетная палата: таких расходов наберется почти на четверть триллиона. Следующий объект для проверки – размещение рекламы в метро

По предварительным результатам проверки объем нарушений составил 232 млрд руб., сообщил вчера аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. Всего в 2008–2010 гг. на содержание и развитие транспортного комплекса Москвы, по его словам, было направлено около 500 млрд руб. Проверка проводится в шести департаментах правительства Москвы и на трех предприятиях: «Мосгортрансе», Московском метрополитене и «Мосметрострое». До сих пор проверки такого масштаба в столице не было, заметил аудитор.

Председатель Счетной палаты Сергей Степашин инициировал проверку в ноябре по просьбе мэра Сергея Собянина. Одна из ее целей – проверить деятельность начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева (см. врез), рассказывал московский чиновник.

Больше всего нарушений выявлено в системе госзакупок – примерно на 122 млрд руб., сообщил Рябухин, еще 85 млрд руб. – в порядке предоставления бюджетных инвестиций. 15 млрд руб. аудиторы признали неэффективным использованием бюджетных средств, 6,9 млрд руб. – нецелевым. Конкретных примеров нарушений Рябухин на назвал, заметил только, что сейчас Счетная палата проводит их классификацию и оценку. Проверялись расходы на весь транспортный комплекс: метрополитен, наземный транспорт, улично-дорожную сеть, переходы, светофоры, парковки и гаражи, рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских.

Стоимость затрат на отдельных объектах аудиторы проверяли выборочно. Выяснилось, что 1 км метро обходится бюджету от 3,4 млрд до 6,9 млрд руб., автодороги – от 1,5 млрд до 4,8 млрд руб. По словам Двуреченских, Москва могла бы экономить на строительстве 1 км метро около трети нынешней стоимости за счет правильного выбора размещения станции и выбора грунта.

Оценить реальную себестоимость километра дороги крайне сложно, разброс очень велик, рассказывает сотрудник «Росавтодора», все зависит от условий реализации конкретного проекта: количества полос, качества покрытия, конструкции, местности. Большое значение имеет стоимость выкупа земли, часто владельцы участков, по которым может пройти федеральная трасса, начинают взвинчивать цены, как только становится известно, где может пройти дорога, приводит он пример. Для сравнения: средняя стоимость 1 км скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург составит 37 млн евро (около 1,5 млрд руб.), Москва – Минск – 35 млн евро (1,4 млрд руб.), Орловского тоннеля – более 1 млрд евро (40 млрд руб.). Стоимость 1 км от 1,5 млрд до 4,8 млрд руб. для столицы «абсолютно нормальна», считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, нужно учитывать низкое качество грунта и количество подземных коммуникаций.

Представитель «Мосгортранса» вчера предложил дождаться окончательных итогов проверки, получить комментарии в пресс-службе Московского метрополитена и «Мосметростроя» «Ведомостям» не удалось. Результаты будут представлены на коллегии Счетной палаты 28 января, пообещал Рябухин.

Аудиторы собираются проверить размещение рекламы в столичном метро, говорят два сотрудника Счетной палаты. Рекламу в метро последние восемь лет размещает по договору с комитетом по рекламе правительства Москвы и ГУП «Московский метрополитен» ООО «Олимп». Ее в 2002 г. учредили крупные рекламные компании – «Метрореклама», «Максима», «ТВ-проект» и «Альмакор», выигравшие конкурс правительства Москвы на размещение рекламы в метрополитене. В 2003 г. мэрия продлила договор еще на год, а в 2004 г. постановлением «Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене» – еще на семь лет до 2011 г. Это не понравилось ФАС, возбудившей в 2006 г. дело о нарушении правительством Москвы закона «О конкуренции» и предписавшей отменить постановление. Правительство Москвы успешно оспорило это решение в суде, и «Олимп» продолжил работу. Всего на метро, по оценке компании «Эспар-аналитик», приходится около 15% объема наружной рекламы в городе.

Проверки Счетной палаты имеют политический подтекст, считает политолог Алексей Макаркин: люди из команды прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова теряют свой вес, а новый мэр Сергей Собянин заинтересован в выявлении коррупционных фактов их биографии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more