Медведев внес в Госдуму третий пакет поправок к УК

В законопроекте воплощена идея министра юстиции - наказывать за экономические преступления не тюремным сроком, а штрафом
AP

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму третий пакет поправок к Уголовном кодексу (УК). Об этом глава государства заявил во вторник на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым, чье ведомство занималось разработкой поправок. Первый и второй пакеты Медведев внес в Госдуму весной и осенью 2010 г.: введен мораторий на аресты за экономические преступления, отменен нижний предел наказания в виде лишения свободы за нетяжкие преступления.

Нынешним законопроектом в том числе вводится новый вид наказания – принудительные работы. Кроме того, документ устанавливает новые виды наказаний за отдельные преступления, которые не несут большой общественной опасности: обвиняемых по экономическим статьям смогут освобождать за штраф, а наркоманы, совершившие преступления, связанные с оборотом наркотиков, получат возможность избежать наказания в обмен на прохождение курса лечения.

"Анализ судебно-следственной практики показывает, что при расследовании преступлений экономической направленности зачастую имеют место злоупотребления, самым негативным образом влияющие на развитие экономики нашей страны. В целях противодействия таким злоупотреблениям, а также в рамках общей концепции гуманизации уголовной политики предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 76, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, уточняется редакция части первой ст. 171 УК, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, которая осуществляется без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

В документе также констатируется необходимость корректировки диспозиции ст. 188 УК «Контрабанда», анализ практики применения которой в части возможности конфискации предметов контрабанды позволяет говорить о "коррупциогенности" этой нормы. Предлагается ст. 188 УК, которая содержится в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», признать утратившей силу, а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнить ст. 2261 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Наряду с этим предлагается главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнить ст. 229, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления. Одновременно предлагается дополнить ст. 194 УК новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.

В этих новеллах воплощена идея Коновалова наказывать за экономические преступления не тюремным сроком, а штрафом, рассказывали ранее источники "Ведомостей". По их данным, законопроект также предусматривает возможность избежать уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты налогов (ст. 198-199), полностью возместив ущерб бюджету. А если возместить ущерб пострадавшему и заплатить в пятикратном размере штраф, то уголовного наказания можно избежать за более чем половину из 40 экономических преступлений, входящих в главу 22 УК. Это, однако, не коснется преступлений в составе организованной группы и с особо крупным ущербом (от 6 млн руб.), преступлений, связанных с отмыванием и сбытом имущества (ст. 174 и 175), фальсификацией реестра ценных бумаг (ст. 170.1), разглашением коммерческой тайны (ст. 183).