Медведев: трассу через Химкинский лес уже не перенести

В вырубке виновато прежнее правительство Москвы, сказал президент экологам, а сейчас что-то менять поздно
AP/ РИА Новости

В том, что новая платная дорога Москва - Санкт-Петербург будет проложена через Химкинский лес, виновато прежнее правительство Москвы, менять трассу поздно, но, приостанавливая вырубку в прошлом году, он об этом не знал, сказал президент Дмитрий Медведев в среду на встрече с экологами.

«Я вам прямо, откровенно скажу: я когда это всё [строительство трассы] приостановил, я на 90% был уверен, что можно запустить альтернативный сценарий строительства дороги. Я проводил несколько встреч и со своими экспертами, и позвал экспертов-экологов. К сожалению, я убедился в том, что, ввиду того, какие решения до этого были приняты, они не катастрофические, они восполнимые с точки зрения экологического ущерба, но изменить их сегодня невозможно», — сказал Медведев (цитаты по "РИА Новости").

При этом глава государства признался, что ему самому от этого было неприятно. «Мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Потому что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен правительством РФ. А Москва сказала: "Нет". Я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано, все вы знаете почему. Проблема в том, что прошло определенное время — и уже был нанесен довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были. И именно поэтому альтернативный сценарий, к сожалению, не имел особого смысла и особой перспективы», — констатировал Медведев.

Против проекта выступили инициативные жители Химок, организовавшие движение «В защиту Химкинского леса». Противостояние достигло пика летом, когда строители приступили к вырубке просеки: жители Химок и экологи митинговали, несколько молодых людей напали на администрацию Химок. В конфликт пришлось вмешаться лично президенту: 26 августа он остановил строительство, поручил провести общественные слушания и проанализировать альтернативные маршруты. Анализом маршрутов занимались Минтранс и Минприроды, оба ведомства единогласно рекомендовали продолжить строительство через Химкинский лес, предложив в качестве компенсации посадить деревья на площади в 500 га.

В середине декабря стало известно, что власти приняли решение строить трассу по первоначальному маршруту. «Президент Дмитрий Медведев считает, что проект строительства трассы Москва — Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно», — говорила тогда его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Концессионное соглашение о строительстве первого участка трассы (15-58-й км) Минтранс подписал прошлым летом. Участок дороги должен стать дублером трассы М10, по планам Минтранса он позволит разгрузить Ленинградское шоссе, вывести транзитный поток машин из Химок и Зеленограда.

Конкурс выиграла Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), по 50% которой принадлежат французской Vinci и акционерам группы «Н-транс» Никите Мишину, Андрею Филатову и Константину Николаеву. В конце декабря стало известно, что петербургский бизнесмен и давний знакомый премьера Владимира Путина Аркадий Ротенберг выкупил у акционеров «Н-транса» долю в СЗКК (размер доли стороны не раскрывали).

Медведев раскритиковал Минприроды за медлительность

В ходе встречи с экологами Медведев раскритиковал Минприроды за медленную работу в законодательной сфере. «Меня абсолютно не интересует, что разработано и что находится в правительстве. Конституционная обязанность правительства — выпускать законопроекты, а не просто их готовить», — прервал Медведев главу Минприроды Юрия Трутнева, отвечавшего на вопрос о том, какие изменения в законодательстве произошли после заседания президиума Госсовета по экологии, состоявшегося весной прошлого года.