Верховный суд назвал условия прекращения уголовного преследования предпринимателей

Предпринимателей стали меньше сажать и обещают освобождать от уголовной ответственности в случае «деятельного раскаяния»

Верховный суд (ВС) предлагает прекращать дела по экономическим преступлениям, если предприниматель раскаялся, содействовал следствию и возместил нанесенный ущерб. Такое нововведение, по словам председателя ВС Вячеслава Лебедева, обсуждалось сегодня на совещании у президента Дмитрия Медведева в числе мер по стимулированию инвестиций в российскую экономику.

Сейчас раскаяние и помощь следствию учитываются при назначении приговора, напомнил Лебедев. Они могли бы стать основанием и для прекращения дела судом. Такой законопроект уже подготовлен и будет внесен в Госдуму после летних каникул, обещает председатель ВС.

В Госдуме уже есть президентский законопроект, который позволит освобождать от наказания за нетяжкое экономическое преступление, если оно совершено впервые, а преступник готов оплатить государству ущерб в пятикратном размере, напоминает зампред комитета по законодательству Андрей Назаров. Если в предложении ВС будут какие-то нюансы, связанные, например, с применением деятельного раскаяния, депутаты смогут их учесть, добавляет он.

Деятельное раскаяние (предполагает явку с повинной и помощь следствию) и сейчас дает право на освобождение от уголовной ответственности, но только по преступлениям небольшой и средней тяжести. Новшество могло бы заключаться в том, чтобы распространить его на тяжкие составы, говорит Сергей Смирнов из «Юков, Хренов и партнеры».

Потенциальные инвесторы такое нововведение не оценят, считает лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Возбуждение сфабрикованных уголовных дел – основной инструмент коррупционного давления на бизнес. А суд, вместо того чтобы защищать право на частную собственность, повторяет за следователем «признайся, меньше получишь», возмущается она. По мнению Яковлевой, нет никакого смысла получать на ровном месте судимость, да еще и компенсировать ущерб, которого на самом деле никто не понес. «У нас 90 000 уголовных дел в год возбуждается по статье «Мошенничество» без заявления потерпевших, и что, – недоумевает Яковлева, – признать все это и оплатить?»

Но президент и судьи, кажется, остались довольны друг другом. Медведев отметил, что упреки инвесторов в адрес всего российского правосудия сейчас звучат реже. А председатель ВС доложил, что суды успешно реализуют политику президента по гуманизации уголовного законодательства в отношении бизнеса. В первом полугодии 2011 г. за экономические преступления осудили на 1000 человек меньше, чем за тот же период прошлого года. Суды удовлетворяли только 30% ходатайств об аресте предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях (арестовали 34 человека), в то время как по общеуголовным эта цифра доходит до 90%.