Любой новый абхазский президент будет пророссийским

В Абхазии началась кампания по выборам президента. Кто бы ни одержал победу, курс на Россию республике обеспечен

В Абхазии официально стартовала кампания по выборам президента. Досрочные выборы пройдут 26 августа, их спровоцировала смерть президента Сергея Багапша. Центризбирком зарегистрировал трех кандидатов: и. о. президента, вице-президента Александра Анкваба, премьер-министра Сергея Шамбу и председателя оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» Рауля Хаджимбу. Вчера они подписали соглашение, обязавшись бороться честно и не манипулировать информацией.

Из трех кандидатов только Анкваб до сих пор не боролся за пост президента, хотя и был вице-президентом, премьером и министром внутренних дел, занимался бизнесом и пережил пять покушений. Шамба был премьером последние два года, до этого 13 лет возглавлял МИД. Хаджимба тоже был вторым лицом государства. Во время президентских выборов 2004 г. Россия поставила на Хаджимбу, победу одержал Багапш. Компромиссом стало назначение Хаджимбы его заместителем.

Хаджимба пока единственный, кто говорил о своей программе: он за расширение «институтов народовластия» (народные сходы для встреч с руководством страны), сокращение чиновников, повышение боеспособности армии, хотя Абхазия и Россия подписали договоры о военном сотрудничестве, и за запрет продажи земли, что плохо для инвесторов.

Анкваб и Шамба пока молчат. Если в 2009 г. Багапш мог позволить себе идти на выборы без программы, то сейчас у общества есть «запрос на модернизацию» – на новые идеи, предостерегает главный редактор абхазской «Чегемской правды» Инал Хашиг.

Независимых политических рейтингов в Абхазии нет, но шансы Анкваба и Шамбы примерно равны, а Хаджимбы несколько ниже, замечает Хашиг. В чиновничестве, по мнению эксперта, тоже нет консолидированного мнения, за кого голосовать: партия власти «Единая Абхазия» решила поддержать Анкваба, а Партия экономического развития – Шамбу. Без привычного кланового голосования на выборах не обойдется, заключает эксперт.

Устраивающая всех, в том числе и за пределами Абхазии, политическая фигура – Шамба, уверен депутат Госдумы Константин Затулин из комитета по делам СНГ: на протяжении своей карьеры он демонстрировал готовность к компромиссу. Но обозначать свою позицию и вмешиваться в эти выборы у России необходимости нет, добавляет депутат. На ситуацию могут повлиять российские чиновники второго ряда, имеющие в Абхазии свои интересы, опасается Хашиг. Эксперты уверены: кто бы ни стал следующим президентом Абхазии, от курса на партнерство с Россией он не откажется, всех кандидатов можно считать пророссийскими. Но остаются сложные двусторонние вопросы – например, возвращение собственности беженцам или регулирование правил аренды земли, напоминает Затулин.