Правительство Дмитрия Медведева останется без «большой буквы»

Следующим премьером станет Дмитрий Медведев – этого хочет председатель правительства Владимир Путин и сам действующий президент. Министр финансов Алексей Кудрин заранее отказался работать в новом кабинете
ИТАР-ТАСС

Путин высказал уверенность, что Медведев возглавит правительство и сможет создать «новую функционирующую, молодую, энергичную управленческую команду <...> чтобы продолжить работу по модернизации всех сторон нашей жизни». Медведев согласился, добавив, что готов возглавить «это правительство» и работать на благо страны.

То, что на съезде будет объявлен потенциальный премьер-министр, – «неожиданный поворот», признались «Ведомостям» чиновники правительства. «Съезд – политическая история, которая не требовала конкретного имени. Достаточно было сказать об экономическом курсе и характере реформ», – заметил один из них. «То, что Медведева стали прочить в премьеры на съезде сразу после того, как он выдвинул Путина в президенты, подчеркивает, что пост премьера не имеет экономического смысла, а просто политическая благодарность за сохранение [в течение четырех лет] места президента», – иронизирует другой. Медведев не будет самостоятельным премьером, как не был самостоятельным президентом, приходят к выводу собеседники «Ведомостей»: «Он работник команды Путина, будет и дальше трудиться в соответствующем русле».

Премьерство станет трудным испытанием для Медведева, придется полностью менять экономическую модель и работать в условиях кризиса. Сейчас экономика находится в переходной стадии и опирается на старые механизмы роста, сказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Чтобы реализовывать масштабные реформы, в правительстве должна быть сильная идейная команда, группа «отчаянных парней», рассуждает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «Медведев не из таких людей, но, чтобы добиться результатов, он должен хотя бы позвать на работу сильных штурманов в команду, что маловероятно». Один из нынешних штурманов правительства – Кудрин уже публично отказался работать с Медведевым.

Кудрин часто публично не соглашался с инициативами Медведева, например с резким увеличением военных расходов. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сказал, что будущая работа Кудрина – «вопрос его работодателя», но признал, что точка зрения министра финансов «зачастую отличается от мнения и Путина, и Медведева». Песков назвал Кудрина экономистом «с большой буквы» и уверен, что он останется в команде Путина. Депутат Сергей Штогрин считает естественным несогласие Кудрина работать с Медведевым: «Демократ премьер-министр (Медведев) и жесткий финансист министр финансов (Кудрин) – несовместимые вещи» (цитата по «РИА Новости»).

Будущему премьеру придется проводить структурные реформы, оставляет завещание Кудрин: «Я уверен, что Медведев будет проводить реформы, он должен будет снижать риски» (цитата по Reuters). Надо будет провести пенсионную реформу, которая в том числе связана с увеличением пенсионного возраста, говорил он ранее. Многие федеральные чиновники рассказывали «Ведомостям», что руководство страны давно осознало необходимость этого решения, но к теме не подступаются из-за выборов.

Медведев в экономике разбирается неплохо, заметил депутат Госдумы Павел Медведев: «Он юрист, конечно, а не экономист, но каких-то сбоев в понимании экономики я ни разу не заметил» (цитата по «РИА Новости»). «Система не поменялась: остаются те же люди, изменилась лишь внешняя конфигурация, – говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. – До сих пор за экономическую политику отвечал Путин, все так и сохранится». Медведев пока себя никак не проявил в экономической политике, зато преуспел в модернизационно-инновационной риторике, подмечает партнер ФБК Игорь Николаев: «Он популист, любит внешние атрибуты и увлекается оригинальными инициативами наподобие смены поясов, строительства иннограда». Медведев обладает уникальным качеством – вникать в детали, вспоминает коллега президента по реализации нацпроектов: «Медведев – настоящий технократ, он идеально подходит на роль главы технократического правительства».