Капиталы хотят выжить, потому утекают из России

Как решить проблему оттока капитала, не знает никто. То есть знают, конечно, как принято говорить: улучшение инвестклимата, проведение институциональных реформ, обеспечение макроэкономической стабильности и много таких похожих слов.

 Но эти правильные слова не всегда правильные. Есть развивающиеся экономики, где гораздо в худшем состоянии государственные финансы, а капитал оттуда так не бежит. Или в европейских странах сейчас вообще полный швах, а капитал, несмотря ни на что, возвращается в Европу. И почему этому противному капиталу не нравится наша такая стабильная страна? С нулевым дефицитом бюджета, кстати, по итогам 2011 г., с высокой ценой на нефть и большим рынком.

Не всегда капиталами двигает фактор получения прибыли. В неспокойные времена ими двигает фактор самосохранения. Как и в жизни у обычных людей. В мирное время люди хотят счастья и процветания, а в войну – просто выжить.

Сейчас капиталы ищут места для выживания, и Россия не убежище и не тихая гавань.

Центробанк опять фиксирует рост оттока капитала. Годовой план уже перевыполнен: вместо $36 млрд за год, уже почти $50 млрд за девять месяцев.

Цифры эти напомнили мне мой давний разговор с Егором Гайдаром. В начале 2008 г., еще до начала кризиса, я его спросила: «Почему так получается: когда в мире кризис, американские капиталы обязательно возвращаются в США? А у нас когда кризис, они утекают ускоренными темпами». «Это просто, – ответил он. – Когда везде плохо, американцы бегут домой, в самое надежное место. А когда российским капиталам плохо, те тоже ищут надежное место».

Вот и глава ЦБ Сергей Игнатьев уже сокрушается: «И иностранные, и российские инвесторы, видимо, предпочитают другие страны».

Разные американские президенты всегда в первую очередь думают о надежности. США за всю свою историю ни разу не объявляли дефолта по своим казначейским обязательствам. Российские президенты, наверное, тоже думают о надежности. Но мысли эти не внушают доверия. Капитал им все равно не верит и продолжает ускоряться на выход.