МАК: Як-42 был исправен, виноваты пилоты

Комитет назвал четыре причины катастрофы, в их числе - запрещенный препарат фенобарбитал в крови второго пилота
xоккейная команда "Локомотив", погибшая в результате крушения самолета Як-42/ EPA/ ИТАР-ТАСС

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в среду провел пресс-конференцию по катастрофе Як-42 с хоккейной командой ярославского "Локомотива" 7 сентября. МАК выявил четыре группы причин катастрофы, следует из выступления председателя техкомиссии по расследованию ее причин Алексея Морозова, но непосредственной причиной катастрофы были действия экипажа.

"Способствующими факторами явились серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42, которое было выполнено не в полном объеме, проходило длительное время и с большими перерывами и постоянным выполнением полетов на другом, отличающимся типе воздушного судна - Як-40, что привело к негативному переносу навыков в управлении самолетом на взлете, выразившемся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега", - сказал Морозов, слова которого передало "РИА Новости".

Вторым сопутствующим фактором он назвал отсутствие контроля со стороны авиакомпании за фактическим уровнем подготовки экипажа.

"Третье - ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега. И четвертое - несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега", - сказал Морозов.

Наконец, в крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал, сказал Морозов. Эта информация оказалась полной новостью. "В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами. Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", - сказал он.

По итогам расследования МАК рекомендует властям России укрупнять региональных авиаперевозчиков путем слияний и при оказании господдержки, заявила председатель МАК Татьяна Алдонина.

МАК таким образом подтвердил ранее просочившуюся в СМИ информацию о том, что прямой предпосылкой недобора скорости при взлете были недостаточно закрепленные при переучивании с Як-40 навыки пилотирования Як-42. Кто из пилотов тормозил во время разгона самолета, установить не удалось. "Это в равной степени могли сделать [и командир, и второй пилот]", - сказал Морозов. По его словам, один из пилотов жал на тормоза, в результате чего тормозящая сила составила 8 т, скорость перед взлетом была ниже необходимой на 20 км/ч.

Как уточнял «Коммерсант» при разгоне держат ноги на педалях пилоты, которые переучились на Як-42 с Як-40: у этих самолетов по-разному устроены парные педали двойного назначения. В Як-42 пилоты при разгоне держат каблуки не на педалях, а на полу, подправляя руль направления в хвосте носками. В Як-40 пилоты держат ноги на педалях, педали имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно держать постоянно, а на Як-42 этих полочек нет. Эксперты рассказали изданию, что многие летчики, привыкшие к педалям с «чашками», сохранили старую позу и на новом типе самолетов и регулярно тормозят на разбеге. Руководства авиакомпаний и контролирующие органы об этой проблеме ничего не знали, потому что бортовые самописцы не фиксируют отклонение педалей в сторону торможения.

Семьи и коллеги пилотов разбившегося самолета заранее не согласны с результатами расследования МАК, согласно которым виновным в трагедии будет назван командир экипажа Андрей Соломенцев, и намерены потребовать проведение нового расследования, написали сегодня "Известия".

Самолет Як-42 с хоккейной командой ярославского "Локомотива" на борту 7 сентября упал в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем, в 2,5 км северо-западнее аэропорта. На борту было 45 человек - 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Выжил только бортинженер.