ФАС хочет знать, как компании работают с контрагентами

Антимонопольная служба (ФАС) хочет обязать компании раскрывать информацию о своей торговой политике. Но ее согласование с чиновниками будет добровольным

Завтра Госдума рассмотрит во втором чтении пакет поправок в закон о защите конкуренции. Одна из них обязывала компании утверждать в ФАС свою торговую политику, если они попались на нарушении или обратились в службу для согласования сделки. Компаниям по предписанию ФАС пришлось бы раскрывать типовые договоры с контрагентами и объяснять, почему они могут отказаться заключать контракт.

Но перед вторым чтением поправка была вычеркнута из проекта. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова норма не была согласована, рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, теперь служба планирует подготовить отдельный законопроект о правилах торговой практики.

ФАС уже не хочет заставлять бизнес согласовывать с ней торговую политику, придется только публиковать условия работы с контрагентами. Впрочем, компания может добровольно направить в ФАС документ, описывающий ее торговую практику, говорит Пузыревский. Некоторые компании уже так делали. Например, фармацевтическая компания «Ново нордиск» утвердила свою торговую политику в ФАС и опубликовала на сайте после того, как служба оштрафовала ее на 85,9 млн руб. за создание дискриминационных условий для потенциальных контрагентов и незаконный отказ в заключении договоров.

Советуются с ФАС и металлурги. Ценообразование в металлургии недостаточно прозрачно, говорится в решении экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в металлургии. «Кузбассразрезуголь» (КРУ) добровольно согласовал торгово-сбытовую политику с ФАС, знает Пузыревский. Получить комментарии КРУ не удалось. Политика «Распадской» сейчас на согласовании в ФАС, говорит представитель компании. Процесс занял несколько месяцев, рассказывает он: ФАС требует разработать понятную систему скидок, обеспечить всем потребителям свободный доступ к ресурсам, указать особенности продаж.

Ритейлеры и их поставщики предпочитают самостоятельно договариваться о правилах игры. «Руспродсоюз» с ассоциациями ритейлеров формирует свод добросовестных практик, рассказывает предправления союза Максим Протасов. Потом такой кодекс может быть согласован с ФАС, добавляет директор Ассоциации компаний оптовой и розничной торговли Илья Белоновский.

Есть угроза того, что крупные производители будут моделировать ценообразование, анализируя торговые политики конкурентов, замечает сотрудник компании, направившей свой документ на согласование в ФАС. Раскрытие торговой политики может снизить конкурентные преимущества компании, согласна партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Наталья Коростелева. А публиковать несогласованные правила рискованно, предупреждает Николай Вознесенский из Goltsblat BLP: так можно привлечь внимание службы.