Популярный предвыборный фон

Оппозиция напрасно жаловалась в ЦИК: мэрия Москвы разместила билборды с теми же слоганом и фоном, что уже используют в наружной агитации «Единая Россия» и Мосгоризбирком. Вслед за Москвой такой же метод рекламы применили и власти Подмосковья
Д.Абрамов

Центризбирком не нашел нарушений в том, что изготовленные и размещенные за госсчет информационные материалы Мосгоризбиркома (МГИК) похожи на рекламу «Единой России». Теперь на улицах столицы появились билборды «Москва для жизни, для людей», которые рассказывают, сколько в этом году открыли детских садов, построили жилья, положили тротуарной плитки и что пенсионеры в следующем году будут получать не менее 12 000 руб. Плакаты помечены значком «социальная защита». На билбордах с рекламой «Единой России» – тот же слоган «Для жизни, для людей», схожий шрифт и цветовая гамма. Одинаковый и фон – силуэт города, точно такой же фон и на плакатах МГИК.

Владимир Черников, руководитель городского департамента СМИ и рекламы Москвы, рассказывает, что билборды с рекламой социальных программ Москвы никак не связаны с предвыборной агитацией «Единой России»: «Мы информируем москвичей об основных городских программах московского правительства; рассказываем о том, что делается в городе». По его словам, город размещает эту рекламу за свой счет – сейчас размещено 500 таких плакатов, их количество увеличивать не планируется. Черников утверждает, что город сам разработал эти плакаты, а в том, что билборды «Единой России» почти повторяют социальную рекламу города, он ничего плохого не видит: «Мы не будем против, если похожие плакаты разместят и другие партии».

«Единая Россия» надеется получить голоса за счет армии госслужащих и самых темных и забитых слоев, отмечает депутат Госдумы эсер Геннадий Гудков, не очень квалифицированный избиратель вряд ли отличит рекламу партии от рекламы мэрии, а ту – от плакатов МГИК, на это и весь расчет. Будем жаловаться, обещает Гудков. Назойливую рекламу он объясняет продолжающимся падением популярности партии.

Замруководителя фракции «Единая Россия» в Мосгордуме Виктор Селиверстов не видит злого умысла в том, что реклама партии и социальных программ Москвы совпадают по цветовой гамме. Никто не мешает другим партиям поступить так же, другое дело, что триколор – только у «Единой России», говорит он. По его словам, прежде чем тиражировать эти плакаты, было получено разрешение МГИК. Кроме того, Собянин является лидером московской «Единой России» и депутаты Мосгордумы напрямую участвуют и помогают в реализации многих городских программ. «Мы единая команда», – говорит партиец.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин так объяснял сходство партийной и государственной рекламы: «В масштабах Москвы власти – городская и партийная, по сути, выступают в одном лице, мы занимаемся теми же вопросами, решаем общие задачи».

Общие задачи у партии и с подмосковными властями. Блогер Олег Козырев пожаловался в ЦИК на сходство агитационных плакатов подмосковной «Единой России» и рекламных баннеров, напоминающих о дате выборов со страниц многочисленных районных газет: «Электрогорские вести», «Пульс Ивантеевки», «Новая жизнь», «Новые рубежи». В обоих случаях использованы похожие шрифты, надписи сделаны на фоне стилизованного изображения города зеленого цвета. Совпадение до степени смешения информационных материалов с агитацией одной из политических партий позволяет квалифицировать их как агитационные, считает автор жалобы. Следовательно, агиткампания одной из партий проводится за счет бюджетных средств, а это нарушение закона.

Председатель избиркома Московской области Ирек Вильданов говорит, что областная комиссия не имеет отношения к распространению информационных материалов, о которых идет речь в жалобе: «У нас совсем другие плакаты, на них – фотографии избирателей». По его мнению, ответ на вопрос, является ли это нарушением, может дать только экспертиза, ведь реклама совпадает не полностью. В облизбирком жалоб по этому поводу пока не поступало.

Реклама размещена по указанию Министерства по делам печати и информации правительства Москвы, рассказал на условиях анонимности сотрудник одной из районных газет. Указание ставить баннеры поступило во все издания, подконтрольные областному правительству, а их 56, и совокупный тираж достигает 300 000 экземпляров.

«Мы размещали в местных изданиях рекламу социального характера, но подробности мне неизвестны», – призналась замначальника информационного управления министерства по делам печати Марина Минаева. Более осведомленные служащие на звонки не отвечали.

Это демонстрация того принципа, о котором сказал Собянин: партия и власть друг другу не чужие, избиркомы с ними в связке, констатирует эксперт ассоциации «Голос» Аркадий Любарев. Получается, никакого разделения властей не существует, все как в СССР.