Пиратство в Сомали помогут победить пираты

На захвате коммерческих судов наживаются вовсе не захватчики, следует из анализа развития страны
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
М.Стулов

Пиратство у берегов Сомали ежегодно наносит мировой экономике ущерб на $12 млрд, но одновременно является основой комплексного экономического развития всей страны, а не только обогащения элит, следует из доклада экономиста Ани Шортленд из британского университета Брюнель. Она предостерегает международное сообщество от резкого изменения status quo и дает рекомендации по возвращению мирового сообщества в Сомали.

По подсчетам исследователя, пишет Financial Times, каждое захваченное судно в среднем приносит выкуп в эквиваленте экспорта 1650 голов скота и требует сотни человек для обслуживания, а каждый заложник обеспечивает работой и зарплатой местных поваров, ремесленников и торговцев. «Заработанные» пиратами деньги затем уходят с побережья в региональные центры, где перераспределяются среди значительного числа людей благодаря клановой структуре сомалийского общества. Это большие для страны средства: в 2011 г. сумма выкупа составила $135 млн.

Именно в двух основных центрах безвластной страны - Гарове и Босасса в области Пунтленд - существуют «локальные области порядка», развивается городская инфраструктура и в целом выше качество жизни. Сравнение дневных и ночных спутниковых снимков за 2002 и 2009 гг. показывает, что Гарове разросся почти вдвое при улучшении качества застройки и плотности электрического освещения. Часть средств от выкупа за суда идет на наркоторговлю и сверхроскошное потребление, не отрицает Шортленд, но эта часть «неожиданно невелика». Сравнивая дневные и ночные спутниковые снимки городов Гарове и Босасо на севере Сомали, ей удалось показать рост качественной общественно значимой застройки. "[В этих городах] не видно дворцов и бассейнов, но есть новые связные антенны и мечети", - говорит Шортленд. Сравнительное процветание центров распространяется на всю страну: так, говорится в докладе, без компаний-перевозчиков, существующих за счет пиратских денег, голод в глубинном Сомали был бы гораздо серьезнее.

Исследователь приходит к выводу, что кланам Пунтленда и населению глубинного Сомали невыгодно прекращение пиратства. Вместе с тем она называет пиратов прагматичными бизнесменами, а не фанатиками, которые не связываются ни с «Аль-Каидой», ни с местной группировкой "Аш-Шабаб", что им часто приписывают в Великобритании. Впрочем, такая угроза реальна: стоимость и сложность захвата судов в последние годы возросла из-за противодействия мирового сообщества, и пираты вполне могут начать объединяться с экстремистами.

Главные пиратские базы северного побережья Аил и Хобио по сравнению с центрами Пунтленда выросли незначительно, а страна в целом стала освещена слабее. Шортленд связывает это с удорожанием продовольствия и продолжающейся гражданской войной. В борьбе с пиратством она предлагает парадоксальным образом опираться как раз на сами пиратские центры: международное сообщество должно вернуться в Сомали и предложить северному побережью разумную альтернативу пиратству, которое все равно не приносит им благосостояния. «Военное решение не решит проблемы и только усугубит бедность одного из самых несчастных районов мира», - пишет она.

Борьба с пиратами в западной части Индийского океана ведется в рамках военно-морской миссии Евросоюза "Аталанта" и начатой в 2009 г. операции НАТО Ocean Shield. В ходе операции Ocean Shield, помимо первоочередной задачи борьбы с пиратством, предполагается также помочь странам региона запустить собственные меры противодействия пиратам.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more