Страны БРИКС договорились о кредитовании в национальных валютах

«Пятерка» будет развивать взаиморасчеты вне доллара и евро, чтобы занять более достойное место в финансовой системе и меньше зависеть от санкций Запада
прогулка Дмитрия Медведева по Нью-Дели/ Е.Штукина/ РИА Новости

НЬЮ-ДЕЛИ - Достижением принципиальных договоренностей о создании системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах между пятью странами-участницами БРИКС завершился последний зарубежный визит Дмитрия Медведева в Индию в качестве президента России.

Главным итогом саммита БРИКС стало подписание руководителями банков развития стран-участниц двух соглашений о предоставлении кредитов в национальных валютах и подтверждении аккредитивов между этими банками (обязательство приоритетного обслуживания транзакций банков стран БРИКС).

Пока Россия перешла на расчеты в национальной валюте только с Китаем. Индийские договоренности распространяются на торговые расчеты, но в недалеком будущем будут касаться и инвестиционной деятельности, сообщил президент ВЭБ Владимир Дмитриев. По его словам, для этого странам придется создать целый набор технических условий: нужно будет как минимум синхронизировать валютное и банковское законодательство. России и Китаю понадобилось на все это три года.

В БРИКС входят пять стран с наиболее интенсивно развивающимися экономиками в мире – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Кроме того, они представляют собой сейчас самые стабильные валюты на трех из пяти континентов.

На другой международной площадке - G20 - Россия и другие страны БРИКС пока бесперспективно лоббируют расширение международной валютной корзины. Предполагается, что переход на взаиморасчеты в национальных валютах пятью развивающимися экономиками усилит их лобби в G20 и позволит избежать возможного давления со стороны западных стран на их политику. «В частности, частью санкций для стран, осуществляющих несогласованное взаимодействия с Ираном, является блокирование их счетов в западных банках, что актуально для хозяйки саммита – Индии», - пояснил член российской делегации.

«Чем больше будет расчетов в наших национальных валютах, тем выше будет и экономическое влияние», - подтвердил «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович. Совместными усилиями страны БРИК уже добились увеличения своего представительства во Всемирном банке (с 43,97 до 47,19%) и МВФ (с 39,5 до 42,29%). Выступая с итоговым заявлением для прессы, Дмитрий Медведев сообщил, что реформирование международной финансовой системы и расширение международной валютной системы лидеры стран БРИКС рассматривают в качестве главной цели взаимодействия.

«Все мы заинтересованы в реформировании устаревшей финансово-экономической системы мира. Сейчас такое реформирование идет, но сегодня мы выразили недовольство тем, какими темпами это осуществляется, что отражено в проекте нашего заявления», - сказал Медведев. "Она (реформа) все еще не учитывает ту роль в глобальной экономике, которую уже играют страны БРИКС и другие государства с формирующимся рынком", - подчеркнул он.

Посол России в Индии Александр Кадакин считает, что торговые отношения России и Индии не соответствуют существующему потенциалу. Сейчас годовой товарооборот не достигает и $9 млрд (для сравнения, у России и Китая он приближается к $89 млрд), но военно-техническое сотрудничество позволяет рассчитывать не его расширение – только действующие контракты между двумя странами сейчас заключены на $20 млрд.

Поначалу доля взаиморасчетов по отношению к мировому будет не очень большая, но многое зависит от того, появятся ли стандартные сырьевые контракты, номинированные в валютах БРИКС, говорит Дворкович.

Банк БРИКС

Инициатива Индии по созданию единого банка развития БРИКС «Юг-Юг» для кредитования развивающихся стран удостоилась меньшего внимания участников встречи на высшем уровне: Минфинам стран поручено продолжить разработку, сообщил член российской делегации. Однако, по его мнению, к теме общего банка могут вернуться в контексте институционального обеспечения системы взаиморасчетов стран в национальных валютах, так как БРИКС хочет добиться не просто увеличения использования их валют, но и избежать пересчета контрактов через доллары и евро. «Пока для этого достаточно национальных банков, но можно и общий сделать: технологии все позволяют», - прокомментировал Дворкович. По его мнению, реализация системы взаиморасчетов БРИКС сыграет роль и в стабилизации финансовой системы в контексте возможной второй волны кризиса.

Процесс создании единого банка БРИКС будет зависеть от ответа на такие вопросы, как работа такого банка будет соотноситься с деятельностью уже существующих институтов развития, включая Всемирный банк; будет ли это отдельный от западных институтов банк или он дополнит их работу; в какой нише он сможет функционировать, говорит Фрэнсис Корнегей из южноафриканского Института глобального диалога. На форуме экспертов стран БРИКС, который проходил в преддверии саммита, представители России осторожно оценили перспективы создания странами группы совместных институтов развития, указав, что, например, в ситуации с Евразийским банком развития больше слов, чем дела, отметил Корнегей.