В Москве прошла пресс-конференция, посвященная пыткам в казанском ОВД

undefined

В начале двенадцатого Ляле Ахметзяновой позвонила из дома дочь и сообщила: в квартиру ворвались люди, представившиеся сотрудниками Госнаркоконтроля, и прошли в комнату брата, который собирался на работу. Потом туда позвали понятых, ближе к часу дня молодого человека увели. Ни своих удостоверений, ни постановлений на обыск или задержание сына Ляли сотрудники Госнаркоконтроля не предъявили. Задержанный, по словам родственников и соседки, выглядел обычно. Полпятого в тот же день, 19 марта, Ляля узнала, что ее сына отвезли в реанимацию с признаками передозировки. «Ребята сказали, наверное, моего сына в Госнаркоконтроле напоили каким-то психотропным препаратом, — сообщает Ахметзянова в заявлении генпрокурору Юрию Чайке. — По слухам, они так раньше делали с другими, чтобы потом арестовать на несколько суток за административное правонарушение, за употребление наркотических веществ».

Это одно из десятка заявлений, представленных 27 марта движением «За права человека» на пресс-конференции, посвященной общественному расследованию полицейского произвола в Татарстане. Там же были адвокаты и родственники осужденных или находящихся под следствием в столице Татарстана — после трагедии в ОВД «Дальний» у них появилась надежда привлечь внимание к своим бедам. «Мой муж был уверенным в себе мужчиной за 100 кг, — рассказывает Алена Сорокина, приехавшая из Казани. — Когда я встретилась с ним уже после того, как он отрезал себе язык в полиции и подписался под совершением убийства, это был совершенно другой человек». Следующей говорит мать Александра Иноземцева, осужденного в 2003 году за убийство родных бабушки и дедушки: «Сын отсидел девять лет, ему скоро выходить — казалось бы, что мне сейчас возмущаться. Но сын дал показания под пытками, он не может смириться с этим, он просит меня: мама, давай добьемся правды».

Ограничить произвол силовиков, по мнению правозащитников, мог бы независимый орган, расследующий преступления полицейских. Сейчас такой орган как бы существует — это Следственный комитет (СК), однако оперативным сопровождением расследований по жалобам на полицейских занимаются сами полицейские. Создать подразделения, занимающиеся собственным, независимым от полицейских расследованием в отношении сотрудников МВД, ФСКН и ФСИН, предложили в открытом обращении к председателю СК РФ Александру Бастрыкину правозащитники «Мемориала», Московской Хельсинской группы, «Гражданского содействия», движения «За права человека» и других общественных организаций. Их обращение было передано в СК РФ 21 марта. Ровно через неделю, 28 марта, Бастрыкин поручил «проработать вопрос создания» специализированных подразделений.

«Такая быстрая реакция стала приятной неожиданностью, — говорит председатель Совета правозащитного центра “Мемориал” Олег Орлов. — Но то, что поручение есть, не гарантирует положительного ответа. Обсуждение этого вопроса ведется за закрытыми дверями, и сейчас очень важно продолжать общественное обсуждение и общественное давление в поддержку этой идеи».

На сайте www.civilpetitions.org ведется сбор подписей под петицией «Мы требуем независимого расследования полицейских преступлений!» (28 марта под документом подписались 3507 человек). По словам Орлова, даже электронные подписи имеют вес, если их много и число продолжает расти. Правозащитники планируют передать в СК повторное обращение с большим количеством подписей.