СКР: обыски в Москве проводились у участников семинара по захвату власти

Следствие рассчитывало найти у них новые доказательства по делу "Анатомии протеста - 2" о подготовке беспорядков в России на деньги грузинского политика Гиви Таргамадзе
М. Стулов/ Ведомости

Обыски у московского активиста движения "Солидарность" Юрия Набутовского проходили по так называемому делу "Анатомии протеста - 2". Сначала он сам сообщил "Эху Москвы", что к нему пришли следователи. Затем официальный сайт СКР сообщил, что Набутовский, а также москвички Анна Корнилова и Таисия Александрова проходят по делу свидетелями. Следствие установило, что они в числе прочих посещали семинар в Литве, посвященный захвату власти на примере «цветных» революций. Выезды групп россиян на этот семинар были организованы весной 2012 г., утверждает СКР.

Следствие также собрало материалы, которые подтверждают, что деятельность основных фигурантов дела - Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева - по подготовке массовых беспорядков в стране финансировал грузинский политик Гиви Таргамадзе.

У Александровой, Корниловой и Набутовского при обысках нашли и изъяли электронные носители информации, содержащие литературу по свержению власти, а также "иные предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела". Обыски уже завершены, всех свидетелей доставили в СКР для допросов, сообщает сайт комитета.

Дело о подготовке массовых беспорядков в России было возбуждено по итогам проверки фильма НТВ "Анатомия протеста - 2". Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, один из трех фигурантов дела, находится под подпиской о невыезде. 11 декабря его в очередной раз вызывали к следователю, меру пресечения пока ему не меняют. Его помощник Константин Лебедев и помощник депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонид Развозжаев арестованы.

Соратник Набутовского Сергей Давидис сказал, что обыски начались в 7 утра. После допроса в СКР Удальцов сказал журналистам, что не знаком со всеми, кого обыскали в этот день. "Но я знаю, что и у нас в России, и за рубежом регулярно проводится масса всяких тренингов, в частности по наблюдению за выборами и по правозащитной деятельности, - в этом нет ничего противозаконного", - цитирует его "Интерфакс". Заявление СКР он расценивает как "попытку дополнить уголовное дело какими-то эпизодами, навешать различные обвинения, на мой взгляд, не имеющие никакого отношения к подготовке к массовым беспорядкам".

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала, что встревожена тем, что у активистов оппозиции стали проводить обыски дома "в предрассветные часы". "В цивилизованных странах, кроме крайних случаев, по ночам никто с обысками не приходит. Приходят в нормальное время, когда люди просыпаются", - отметила она. Правозащитница напомнила, что в советское время силовики приходили домой в 8 утра, чтобы хозяева не успели из дома уйти.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в беседе с представителями телеканалов после большого интервью недавно назвал следователей "козлами" за эти ранние обыски. Представитель СКР Владимир Маркин позже выступил с официальным заявлением, что УПК позволяет проводить обыски с 6.00 до 22.00. Заявление Маркина затем с сайта комитета было снято.