Депутаты предложили закрывать некоммерческие организации за связь с Америкой

Депутаты Думы из трех фракций внесли очередные поправки к «закону Димы Яковлева»: некоммерческие организации, в которых работают граждане США или которые получают деньги из США, – закрывать. Идея нереализуема, уверены эксперты
Bloomberg

Депутаты Игорь Зотов («Справедливая Россия»), Андрей Луговой (ЛДПР), Дмитрий Вяткин и Михаил Старшинов («Единая Россия») вчера внесли на рассмотрение конституционного комитета Госдумы новый пакет поправок (тексты есть у «Ведомостей») к российскому ответу на «закон Магнитского». Идея в том, чтобы ограничить работу российских НКО или отделений иностранных и международных НКО, имеющих отношение к гражданам или деньгам из США. «Закон Димы Яковлева» принят в первом чтении 14 декабря.

Первая поправка фактически запрещает работать в «политических» НКО гражданам России, имеющим еще и американский паспорт. Нарушение запрета влечет прекращение деятельности НКО и арест ее денежных средств и имущества. Вторая требует приостанавливать работу НКО, которые получают деньги от американских граждан или организаций и участвуют в политической деятельности либо реализуют проекты, которые угрожают интересам России (понятие угрозы не детализируется).

В Конституции есть принцип суверенитета, он должен касаться и внутренней политики, объясняет соавтор поправок, единоросс Вяткин: политические процессы должны быть подвластны и подконтрольны народу, именно на защиту прав и интересов россиян направлена поправка.

Эти поправки не имеют никакого отношения к нарушению прав граждан, заявил на заседании комитета эсер Илья Пономарев. В ответ единоросс Тамерлан Агузаров заявил, что никто не говорил, что этот закон будет симметричным ответом на «акт Магнитского».

Адресат первой поправки – Московская Хельсинкская группа, председатель которой Людмила Алексеева в 1982 г. получила американское гражданство и сохраняет его. «Это, похоже, поправка персонально для меня – я не знаю других руководителей НКО с двумя паспортами», – рассказала Алексеева. Она назвала инициативу депутатов бессильной злобой в ответ на «акт Магнитского» и заверила, что не намерена отказываться от гражданства США – в знак благодарности за то, что США дали ей возможность продолжить правозащитную деятельность в эмиграции.

Алексеева заявила, что Московская Хельсинкская группа не намерена регистрироваться как иностранный агент и будет вынуждена отказаться от иностранных грантов, после чего группа собрала более 3,5 млн руб. пожертвований от граждан России, 1 млн пожертвовал Михаил Прохоров.

Вторая поправка перекликается с законом об НКО – иностранных агентах. В случае ее принятия и расширительного толкования под ее действие подпадут российские подразделения Human Rights Watch и Amnesty International, которые финансируются за счет частных пожертвований со всего мира. Замруководителя подразделения Human Rights Watch в странах Европы и Центральной Азии Рэчел Денбер подтвердила, что бюджет российского представительства формируется из частных пожертвований, но не смогла сказать, существует ли разделение средств на американские и прочие, а также есть ли среди сотрудников граждане США. Нет такой информации и в московском офисе Amnesty International.

Пожертвования от американских организаций принимает и правозащитная «Агора», сообщил ее руководитель Павел Чиков. По его мнению, в нынешнем виде поправки нереализуемы: Минюст не может проверить наличия гражданства США, кроме того, они противоречат российскому закону об НКО – он не предусматривает прекращения деятельности, только на срок до шести месяцев.

Поправки вынужденные, вздыхает близкий к администрации президента единоросс: НКО, признавшиеся, что получают финансирование именно из США, отказываются регистрироваться в Минюсте как иностранные агенты – это и Московская Хельсинкская группа, и «Мемориал», и Движение за права человека.