Путин не заметил "перезагрузки"

На большой пресс-конференции президент Путин негативно отозвался о политике США в отношении России, поставив концепцию "перезагрузки"
М.Стулов/ Ведомости

Президент России Владимир Путин на большой пресс-конференции в четверг несколько раз дал оценку состоянию отношений с США. В первом же заданном вопросе ему пришлось выразить отношение к подписанному на прошлой неделе президентом Бараком Обамой "акту Магнитского".

"Это, безусловно, недружественный в отношении Российской Федерации акт <....> они один антисоветский, антироссийский закон заменили другим. Не могут без этого никак обойтись. Все пытаются остаться в прошлом. Это очень плохо. Это, конечно, само по себе отравляет наши отношения", - заявил Путин.

"Американские законодатели хотят нам всем показать, кто здесь хозяин, чтобы мы не расслаблялись. Это нас огорчает", - указал президент, отвечая на другой вопрос.

Наиболее развернутую оценку двусторонним отношениям Путин выразил в ответе на вопрос "РИА Новости". Из слов президента следует, что "перезагрузки", о которой было объявлено в 2009 г., когда президентом был Дмитрий Медведев, - не было: "Что касается "перезагрузок", это не наш термин - нам предложили американские партнеры. Я даже не очень понял, а что нам перезагружать: у нас в принципе нормальные хорошие отношения были - они испортились, относительно испортились в связи с тем, что у нас была другая позиция по Ираку, вот отсюда начались проблемы".

За четыре года, пока Путин был премьер-министром, он избегал прямого упоминания "перезагрузки". "Мы не говорим о "перезагрузке". Это представители американской администрации предложили "перезагрузку", - указывал он в 2009 г. в интервью японским СМИ. В 2010 г. в интервью "Коммерсанту" на вопрос "верит ли он в "перезагрузку", Путин отвечал, что "хочет в нее верить", но действия США по перевооружению Грузии и в вопросе по ПРО ставят ее под сомнение.

В марте 2012 г. на встрече с главными редакторами иностранных СМИ, как и на пресс-конференции в четверг, Путин, тогда баллотировавшийся в президенты, говорил, что перезагружать особенного нечего было: "Собственно говоря, что перезагружать-то особо. У нас в принципе нормальные отношения были. Они у нас немножко напряглись из-за чего? Из-за событий в Ираке".

Путин всегда несколько дистанцировался от "перезагрузки", говорит зампред Центра политтехнологий Борис Макаренко. На момент его ухода из Кремля в 2008 г. отношения с США были на минимуме, хотя Путин и подчеркивает свои дружеские отношений с президентом Джорджем Бушем-младшим, негатив в отношениях был снят при приходе в Кремль Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Белый дом, поэтому признать "перезагрузку" успешной означало бы признать, что при нем все было плохо, а это Путину ненужно, его оценка к ней продиктована внутриполитической повесткой дня, объясняет Макаренко.

Ключевой для Путина пункт в том, что "перезагрузка" - это не его тема, термин был принят тогдашним президентом Медведевым, из слов Путина следует, что сама концепция "перезагрузки" под вопросом, указывает ведущий эксперт американского фонда "Наследие" Ариэль Коэн.

На пресс-конференции президент упомянул и разногласия по ПРО, и пытки в тюрьме Гуантанамо. Однако закончил Путин на миролюбивой ноте: "мы не враги друг другу <...> просто нужно набраться терпения и искать компромиссы". Путин - прагматик, поэтому его вывод понятен, говорит Макаренко. Концепция соблюдения баланса сил, гарантирующего обоюдное полное уничтожение, - это парадигма мышления полувековой давности, пора переходить к новой модели, однако судя по очной встрече Путина и Обамы в Мексике летом, найти общий язык им будет сложно, считает эксперт.