Региональные прокуратуры взялись за местные НКО

Вслед за прокуратурой Москвы зарубежными источниками финансирования НКО и их участием в политической деятельности заинтересовались в регионах

Прокуратура Ленинского района Перми потребовала от Пермского правозащитного центра в недельный срок предоставить учредительные и финансовые документы за 2011–2012 гг. и за текущий период 2013 г., а также сообщить, организовывал ли центр массовые акции и участвовал ли в политической деятельности – в частности, «оказывал ли помощь политическим партиям». Аналогичные запросы получили как минимум еще две пермские правозащитные организации, знает директор центра Сергей Исаев.

Проверки идут не только в Перми: похожее письмо получили на прошлой неделе в пензенском региональном общественном благотворительном фонде «Гражданский союз» из областной прокуратуры. Со ссылкой на задание Генпрокуратуры провести проверку исполнения законодательства по противодействию экстремизму надзорный орган затребовал уставные документы организации, а также сведения об участии в политической деятельности, наличии зарубежных источников финансирования и, если они были, о том, какие именно и на какие цели выделялись средства. Пензенское письмо датировано 6 марта, а документы, как следует из письма, должны были быть предоставлены фондом не позднее 1 марта. По данным ассоциации «Агора», проверяют также российское представительство Международного антикризисного центра и ростовский союз «Женщины Дона».

В ноябре 2012 г. вступил в силу закон, который обязывает НКО, получающие финансирование из-за рубежа, дополнительно отчитываться по этим средствам. А если при этом занимаются «политической деятельностью», то должны встать на учет в Минюсте как исполняющие функции иностранного агента, соответствующие поправки в закон вступили в силу в ноябре 2012 г. Проверки напоминают, что закон об агентах – это реальность, что он действует, хотя реестр пока пуст, говорит Исаев.

Неделей ранее стало известно, что прокуратура Москвы по поручению Генпрокуратуры запросила аналогичные документы у Московской школы политических исследований. Представитель Генпрокуратуры тогда пояснил, что это плановые проверки. Источник в ведомстве уточняет, что о поиске иностранных агентов речи не идет: план утверждался еще осенью прошлого года, и прокуроров интересуют прежде всего вопросы противодействия экстремизму. То есть НКО проверяют в первую очередь на предмет пропаганды вредных идей и причастности к деятельности запрещенных организаций. Какие организации проверять, решали непосредственно в регионах, потому что на месте виднее, говорит собеседник «Ведомостей».

Председатель «Агоры» Павел Чиков в такое объяснение не верит: прокуратура свой план проверок не публикует, поэтому подтвердить это невозможно, говорит он. Но проверяющие, очевидно, интересуются прежде всего политической деятельностью и источниками финансирования НКО – это указывает на связь проверок с законом об иностранных агентах, уверен он. Проверки носят массовый характер и активизировались именно в феврале, после выступления президента Владимира Путина на коллегии ФСБ, где он заявил: законы об НКО должны быть исполнены. Чиков отмечает, что прокуратура запрашивает у НКО документы о деятельности за последние три года. Закон об иностранных агентах не имеет обратной силы. Видимо, на основании собранных данных проверяющие намерены дать некое определение понятию «политическая деятельность», на основании которого Минюст сможет заняться наполнением реестра НКО – иностранных агентов, делает вывод эксперт.