Россию и ЕС губит недоверие

Выйти из тупика помогут дискуссии и конкретные проекты, считают представители Европы
Bloomberg

«Россия была, есть и будет частью Европы», - уверил в четверг российский премьер Дмитрий Медведев участников конференции «Россия - Европейский союз: возможности партнерства», организованной Российским советом по международным делам в Москве. Участниками обсуждения со стороны Европейского союза (ЕС) были действующий председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, а также бывшие европейские министры. Несмотря на цивилизационную близость, в отношениях с ЕС, по оценке премьера, не все гладко: визовый режим осложняет человеческие контакты, имплементация Третьего энергопакета односторонне навязывается России, отношения давно переросли рамки подписанного в 1994 г. базового соглашения, однако новое до сих пор не подписано, результаты программы «Партнерство для модернизации» есть, но пока не впечатляют.

Причина возникающих проблем, следует из слов Медведева, в том, что Россия «по-прежнему воспринимается все-таки в большинстве европейских стран как нечто внешнее и отдельное от остальной Европы», а в России «не всегда способны понять логику наших партнеров».

С тем, что сотрудничество России и ЕС развивается недостаточно, Баррозу был согласен: «Главный вопрос – делаем ли мы все, что в наших силах. Честный ответ – нет». Выйти из сложившейся ситуации можно за счет формирования среднесрочных целей и их выполнения, считает он. Одной из них могло бы стать достижение соглашения по новому базовому соглашению в следующем году. Сейчас, по определению Баррозу, стороны слишком сосредоточены на долгосрочных концепциях. С этим был согласен бывший министр иностранных дел Италии Франко Фраттини. Его рецепт развития отношений — уверенная работа лидеров и конкретные проекты.

О факторе недоверия говорили и экс-канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, и бывший верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, занимавший высокий пост 10 лет. Шюссель предлагает для повышения доверия активизировать сотрудничество с Россией в науке, а также сформировать механизм раннего предупреждения о проблемах, который мог бы работать в таких ситуациях, как кризис на Кипре, развитие ситуации в Грузии, Приднестровье или Косове. Солана предложил провести долгую и откровенную дискуссию о стратегическом доверии.

Еще одно препятствие для развития — разное понимание Россией и ЕС некоторых вопросов. Европа понимает программу модернизации России не только как программу развития промышленности или институтов управления, но и как инструмент формирования гражданского общества. В России к усилению гражданских институтов, по его замечанию, готовы не все. Однако отмена визового режима, на которой настаивает Москва, может привести к тому, что миллионы российский граждан после посещения Европы станут «иностранными агентами» - побывав, например, в Берлине, заведут там друзей и вернутся домой уже другими, предупреждает Рюэ.