Политика
Бесплатный
Маргарита Лютова|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3319 от 03.04.2013 под заголовком: Деньги из будущего

Бюджет потратит полтриллиона рублей на развитие Дальнего Востока

Дальний Восток получит уже однажды поделенные, но пока не полученные доходы от управления фондом национального благосостояния. Больше всех достанется РЖД
Перед российским правительством открывается бескрайняя перспектива бюджетных расходов
Е. Епанчинцев / ИТАР-ТАСС

На вчерашнем заседании госкомиссии по развитию Дальнего Востока премьер-министр Дмитрий Медведев призвал правительство активнее тратить деньги: «Дальний Восток – безусловный приоритет, прошу Минфин исходить из этого».

Крупнейшей расходной статьей станет инфраструктура. На транспортные и энергетические проекты в 2013–2017 гг. из федерального бюджета требуется 526 млрд руб., сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов (см. график на стр. 05). Самое дорогое – модернизация и расширение пропускной способности БАМа и Транссиба: 980 млрд руб. в 2013–2017 гг. 260 млрд из них даст федеральный бюджет, деньги будут внесены в уставный капитал РЖД, пообещал Медведев.

Выполнение программы позволит разблокировать практически все сырьевые проекты на Дальнем Востоке, заверил Белоусов: пропускная способность транссибирских железных дорог вырастет до 38 млн т грузов к 2016 г. и до 54 млн т к 2018 г. против всего 16 млн – сейчас.

Пока в бюджете из необходимых 0,5 трлн руб. учтено лишь 47 млрд руб. на 2013 г. Нужно еще примерно по 100 млрд руб. в год, а, по предварительным расчетам, возможности бюджета на ближайшие пять лет – 40 млрд руб. в год, заметил министр финансов Антон Силуанов.

Основным источником финансирования должны стать доходы от управления средствами фонда национального благосостояния (ФНБ); в 2012 г. они составили 80 млрд руб. Правда, эти поступления уже учтены в доходной базе бюджета, напомнил Силуанов: придется перераспределять расходы. Этого не хватит, указал Белоусов: каждый год придется общими усилиями искать еще по 20–30 млрд руб.

Доходы от ФНБ – последняя попытка найти деньги, в основном источники финансирования исчерпаны, замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.

Но поступления от размещения средств ФНБ – копейки по сравнению с необходимым региону финансированием, констатирует Тихомиров.

Есть резервы повышения доходности при управлении ФНБ, замечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

ФНБ появился в 2008 г., после разделения стабилизационного фонда, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита Пенсионного фонда. Предполагалось, что ФНБ будет инвестировать более агрессивно, чем резервный фонд, в менее ликвидные, но более доходные долгосрочные инструменты, напоминает Гурвич, но средства ФНБ, как и резервного фонда, инвестируются в наиболее надежные иностранные гособлигации и частично размещены на депозитах Внешэкономбанка.

В конце 2012 г. президент Владимир Путин уже поручал распоряжаться ФНБ агрессивнее: до 100 млрд руб. он предложил вложить в инфраструктурные облигации. Важно, на каких условиях будут размещаться средства фонда, подчеркивает Гурвич: вместе с ними должны приходить и частные инвестиции, не менее 50% выпуска облигаций должны выкупать частные инвесторы, чтобы бумаги были объективно оценены рынком.

Деньги фонда национального благосостояния первой может получить РЖД: «Мы готовы размещать средства ФНБ [в облигационные займы РЖД]», – заявил Силуанов. РЖД планирует в 2013–2015 гг. выпустить инфраструктурные облигации на 300 млрд руб. – по 100 млрд в год со ставкой «инфляция плюс 1%», рассказывал сотрудник РЖД.

Средства ФНБ нужно вкладывать в окупаемые проекты, напоминал бывший министр финансов Алексей Кудрин (цитата по «Прайму»): «У нас в стране всего несколько [окупаемых] инфраструктурных проектов <...> и к ним как раз не относятся проекты РЖД».

«По сути, правительство решило занять в ФНБ – с призрачным обязательством вернуть эти деньги», – объясняет Тихомиров: это возможно из-за неясного статуса ФНБ.

Функционирование резервного фонда жестко отрегулировано в Бюджетном кодексе, а с ФНБ много неясностей, согласна с Тихомировым главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: во что инвестировать, затыкать ли им бреши в пенсионной системе или вкладывать в долгосрочные инфраструктурные проекты.

Правительство устраивает такой неопределенный статус ФНБ, считает Тихомиров: этот фонд в кризис уже работал как денежный мешок государства – и сейчас в случае чего можно рассчитывать на него.

По данным Минфина на 1 апреля, в фонде 2,7 трлн руб. Сейчас ФНБ не пополняется: по бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы направляются в резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП (сейчас там 3,9% ВВП), после чего средства будут пополам делиться между ФНБ и инфраструктурными проектами. По оценке Минфина, это произойдет не ранее 2018 г.

«ФНБ за это время может и растаять», – пессимистичен Тихомиров. Вряд ли ФНБ будет полностью растрачен, возражает Цепляева: после кризиса стало легче охранять средства. «Судьба ФНБ зависит исключительно от политических решений», – резюмирует она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать