Генассамблея ООН определила правила торговли оружием

Россия не поддержала первый международный договор о торговле оружием, принятый Генассамблеей ООН

Генеральная ассамблея ООН приняла вчера первый в истории универсальный международный договор о торговле оружием, определяющий правила работы на рынке, объем которого, по оценке Reuters, составляет до $70 млрд. За договор проголосовали 154 из 193 стран – членов ООН, в том числе США. 23 государства, включая Россию, Индию и Китай, воздержались, три (Иран, Сирия, КНДР) проголосовали против.

Договор охватывает все виды операций – экспорт, импорт, лизинг, транзит – с обычными вооружениями и предусматривает создание в странах, подписавших его, регистров по оружейным сделкам. Документ также запрещает передачу вооружений, если страна обладает достоверным знанием, что они будут использованы для совершения актов геноцида, преступлений против человечности, серьезных нарушений Женевских конвенций, нападений на гражданские объекты или гражданских лиц, поэтому документ активно поддерживали ведущие международные правозащитные организации, в том числе Amnesty International. Страны, подписавшие договор, обязаны будут ежегодно информировать секретариат ООН о его исполнении.

В тексте договора не оговаривается недопустимость передачи оружия повстанцам, нечетко прописаны положения по гуманитарным вопросам, что в будущем может стать предметом различных интерпретаций, в том числе недобросовестных, объяснил позицию Москвы в своем выступлении на Генассамблее постоянный представитель России Виталий Чуркин. Об опасности получения оружия повстанцами говорили и представители Сирии, Индонезии и Никарагуа.

Россия, по словам Чуркина, тщательно изучит текст договора и определится, стоит ли к нему присоединяться. Документ, по его оценке, не дотягивает до уже принятых в России стандартов торговли оружием. Чтобы договор вступил в силу, его должны ратифицировать 50 стран. Администрация президента США Барака Обамы договор поддержала, но влиятельная Национальная стрелковая ассоциация выступает против него, указывая, что одним из его последствий может стать запрет на продажу оружия пожилым.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Сергея Денисенцева, принятие договора Генассамблеей не означает, что его быстро либо вообще когда-нибудь ратифицируют крупные экспортеры и импортеры оружия. Источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», говорит, что у российской стороны есть возможность не допустить ущемления национальных интересов: своей системой контроля за экспортом оружия Россия может гордиться и ставить ее в пример странам, подписавшим договор.