Прокремлевские эксперты поддерживают реформу муниципалитетов

Власти крупных городов и муниципальных районов могут утратить самостоятельность и полномочия, которые распределят между регионами и нижестоящими муниципалитетами
В.Баранов / Ведомости

Вчера на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) сопредседатель центрального штаба Ольга Тимофеева предложила Владимиру Путину подумать о том, чтобы опустить местное самоуправление на уровень районов. Президент не ответил, однако несколько источников в ОНФ подтвердили, что действительно обсуждается реформа местного самоуправления, по которой мэры крупных городов утратят самостоятельность и полномочия, которые перераспределят между региональной властью и нижестоящими муниципалитетами.

Сегодня несколько близких к Кремлю экспертов заявили в беседе с "Ведомостями" о необходимости реформы. "В стране вокруг системы местного самоуправления сложилась особая ситуация. По сути, у нас государственная власть заканчивается на уровне субъектов Федерации, а все остальное дальше - это необъятное поле местного самоуправления, которое при этом как бы обособлено от нее. Но люди-то от этого страдать не должны, они вправе на своей территории получать полный пакет услуг: и те, которые предоставляет государственная власть, и те, которые предоставляет власть местная", - заявил директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Владимир Селиванов. Он ссылается на опыт европейских городов, где избранный мэр города, глава муниципалитета автоматически становится частью государственного механизма. Он выступает сразу в двух ипостасях: и как глава местного самоуправления, и как представитель государственной власти на данной территории.

"Такая модель, в частности, действует во Франции, и многие страны взяли ее за основу. У нас же и вертикаль государственной власти до местного уровня не доходит, а местное самоуправление по большей части не настолько финансово обеспечено, чтобы решать вопросы на местах. В результате люди недовольны", - настаивает Селиванов.

Необходимо менять 131-й закон о местном самоуправлении, вторит ему президент Конгресса муниципальных образований Степан Киричук.

С одной стороны, местное самоуправление носит общественный характер, является институтом гражданского общества, способом самоорганизации населения. С другой стороны, оно признается низовым уровнем публичной власти. С учетом указанной специфики в мировой практике сложилась двоякая практика: в одних странах муниципальное самоуправление является обособленным от государственной власти институтом, а в других некоторые его уровни могут исполнять функции государственного управления.

Как известно, в России была реализована модель, нашедшая отражение в Конституции России: местное самоуправление реализует собственные конституционные функции и задачи, при этом его органы не входят в систему органов государственной власти, отмечает Киричук. Он считает, что современная практика такова, что органы местного самоуправления одновременно решают местные вопросы жителей и являются низовым звеном системы государственной власти в случае реализации государственных полномочий. Поэтому прозвучавшие на форуме предложения имеют право на жизнь, считает эксперт.

В беседе с журналистами и президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев положительно отозвался о реформе. Он также сослался на зарубежный опыт и пояснил, что для России будет полезным, если избранный населением мэр города или глава района одновременно решает местные вопросы жителей и является низовым звеном системы государственной власти.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать