Ходорковский не собирается финансировать оппозицию


Сегодня днем в Берлине до пресс-конференции состоялась закрытая для телепоказа встреча Михаила Ходорковского с журналистами. Он рассказал об отношениях с Владимиром Путиным, ситуации с российской оппозицией и личных планах.

На вопрос, был ли у него личный конфликт с Путиным, Ходорковский ответил так: «У нас был тяжелый разговор на совещании 19 февраля 2003 г. Потом мне знающие Путина люди передали, что такие вещи ему не нравятся и будут проблемы". Для Ходорковского, по его словам, такая резкая реакция Путина на его выступление была неожиданной, потому что это выступление было согласовано и обсуждено с руководством администрации, Ходорковскому отдельно подтвердили, что эти тезисы должны прозвучать в открытой для журналистов части. "Но я такой человек, что, даже чувствуя, что нечто не так, не могу сразу отыграть назад, взять свои слова обратно. Наверное, это плохое качество, особенно для политика", - уточнил Ходорковский.

По словам Ходорковского, он не собирается быть лидером оппозиции и участвовать в российской политической жизни. «Я никогда не давал оснований думать, что я буду лидером оппозиции, Нельсоном Манделой, - сказал экс-совладелец ЮКОСа, - для тех, кто читал мои статьи и интервью, кажется, это должно быть очевидным. А если кто-то думал иначе, то мне все равно, я не собираюсь избираться, не собираюсь быть политиком».

Ходорковский не видит сильного лидера у оппозиции, но надеется, что таковой появится, иначе это будет "воспроизводство системы, где все завязано на одного человека". Хотелось бы, чтобы люди брали на себя больше ответственности за свою жизнь и за жизнь страны, а не ждали вождя, который скажет, как надо, но и власти не надо загонять своих граждан в угол, нам все равно жить в одной стране, считает Ходорковский.

Финансировать оппозицию, как следует из его слов, Ходорковский не собирается: «Я бы не хотел, чтобы эти люди воспринимали меня как возможного спонсора (каким, например, был ЮКОС), у меня нет ни желания, ни возможности этим заниматься».

Своего нынешнего бизнес-состояния он не представляет. «У меня больше нет бизнеса с моими бывшими партнерами, - констатировал Ходоровский. - Но на жизнь мне точно хватит, мне много не надо».