Доход РЖД в 2015 году увеличится на 32,8 млрд рублей благодаря решению Дмитрия Медведева

Дмитрий Астахов/ ИТАР-ТАСС

Премьер-министр Дмитрий Медведев согласился проиндексировать в 2015 г. тарифы РЖД на 10%, а не на 7,5%, как у остальных монополий (см. таблицу), сказали «Ведомостям» два человека, близких к участникам совещания у премьера. Минэкономразвития настаивало на повышении тарифов РЖД на 7,5%, но президент РЖД Владимир Якунин просил индексации на 10%.

Разница в индексации в 2,5 п. п. даст РЖД 32,8 млрд руб. дополнительных доходов в 2015 г., говорится в презентации Минэкономразвития к совещанию у премьера (ее копия есть у «Ведомостей»). А вместе с субсидиями в 45 млрд руб. это позволит монополии избежать убытка по итогам 2015 г. в 60 млрд руб., писал в начале ноября в письме премьер-министру Якунин. Сверх этого монополии нужны субсидии на 25 млрд руб. на компенсацию потерь при организации пассажирских перевозок (пригородных и дальнего следования).

Сколько всего субсидий из запрашиваемых 70 млрд руб. может получить РЖД - пока не понятно. Ранее представитель Минфина говорил, что министерство готово выделить 30 млрд руб. Минэкономразвития подсчитало, что РЖД хватит 34 млрд руб. субсидий.

У РЖД есть резервы, которые позволят избежать убытка, следует из презентации Минэкономразвития. РЖД в 2015 г. получит дополнительный доход от инвестиций в логистического оператора Gefco (2,3 млрд руб.), 10,5 млрд руб. компания сможет сэкономить, перенеся часть капитальных ремонтов в инвестпрограмму, еще 20,8 млрд руб. - за счет зарплаты сотрудникам РЖД, повысив ее не на 5,1%, а на 2,1%, также 22,9 млрд руб. даст переоценка «Трансконтейнера» и «РЖД логистики» (в 2015 г. войдут в капитал контейнерного оператора Таможенного союза ОТЛК).

Грузоотправители против индексации тарифов РЖД на 10% в 2015 г. Это окажет отрицательное воздействие на состояние тех предприятий, у которых нет альтернативы железнодорожным перевозкам, а таких в отрасли подавляющее большинство, говорит сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. При этом рост стоимости железнодорожных перевозок не ведет к улучшению их качества - скорость движения снижается, нарушаются сроки доставки грузов, отмечает он. По данным гендиректора «Куйбышевазота» Владимира Герасименко, который 15 сентября написал письмо первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову (его копия есть у «Ведомостей»), «за последние годы» на 20% снизилась скорость движения, а доля грузов, доставленных с нарушением сроков, выросла на 31%.