Налоговая амнистия появилась в послании благодаря настойчивости Шувалова

Президент Владимир Путин удивил собственное правительство: амнистия распространится не только на налоговые, но и на другие преступления, например легализацию
Последнюю правку в послание президент вносил уже ночью/ Донат Сорокин/ ТАСС

Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил провести полную амнистию капиталов, если они решат вернуться в Россию. «Именно полную», - сделал акцент президент.

И дал обещание: если человек легализует средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать ни по каким органам, в том числе правоохранительным, не спросят об источниках и способах получения капитала, он не столкнется ни с уголовным, ни с административным преследованием.

На том, чтобы налоговая амнистия появилась в президентском послании, настоял первый зампред правительства Игорь Шувалов, знают два федеральных чиновника: «Он сопровождал эту идею на всех этапах». Представитель Шувалова подтверждает слова чиновника: вице-премьер провел уже несколько совещаний с участием бизнеса и правоохранительных органов. Пункт об амнистии появился в послании в последний момент, знает чиновник, знакомый с процессом подготовки послания.

Другие же чиновники финансово-экономического блока правительства растеряны: непонятно, что понимать под полной амнистией. Сами просили у президента налоговых послаблений, но то, что предложил Путин, даже слишком либерально, признает один из чиновников.

Налоговая амнистия для офшорных капиталов обсуждается в правительстве уже год, но речь всегда шла о том, чтобы прощать именно налоговые нарушения, а не давать индульгенцию от всех грехов.

«Полностью простить не получится: какой-то человек занимался терроризмом, получая за это деньги, вернул их в страну и мы его уже никогда не сможем посадить?» - удивлен чиновник финансово-экономического блока правительства.

Легализацию часто «цепляют паровозом» к налоговым делам, если на средства, полученные в результате уклонения, было что-то приобретено, говорит юрист «Князев и партнеры» Владимир Китсинг. Но легализовать можно также деньги от откровенного криминала, торговли наркотиками, например - от полной амнистии могут выиграть именно такие амнистированные, предупреждает Китсинг. Это должны быть экономические преступления, а не обычный криминал - торговля наркотиками или оружием и т. п., конкретизирует чиновник, участвовавший в подготовке послания.

В Минфине же считают, что речь должна идти только о налоговых, а также валютных нарушениях - на отмывание и другие уголовные составы амнистия не должна распространяться, знает чиновник, близкий к Минфину: «Тотальная амнистия - по сути, легализация любых доходов, в том числе полученных преступным путем». Под валютными нарушениями имеется в виду нарушение законодательства о валютном регулировании, валютном контроле - в части репатриации прибыли компании и информировании об иностранных счетах, продолжает чиновник, все это не обязательно сопряжено с коррупцией или отмыванием. Но отделить состав подпадающих под амнистию правонарушений от других непросто, признает собеседник «Ведомостей», - нужно глубоко погрузиться.

Россия уже проводила амнистию, но исключительно налоговую. Чиновники тогда просили Генпрокуратуру издать внутренний циркуляр о запрете возбуждения налоговых дел, рассуждает чиновник, принимавший участие в подготовке прежней амнистии, но теперь прописывать в циркуляре широкий перечень уголовных статей будет странно.

Вероятно, процедура возврата денег должна быть установлена законом, а Дума должна в постановлении об амнистии указать, какие из преступлений амнистируются, предлагает другой федеральный чиновник. Это даст гарантии, что правоохранители не найдут лазейку: «Не будет претензий к самим возвращенным деньгам - проведут проверку и возбудят уголовное дело по прошлому преступлению».

Все равно в итоге будет действовать принцип «не пойман - не вор», полагает чиновник финансово-экономического блока правительства. Когда человек возвращает капитал на родину, правоохранители не будут особо интересоваться его происхождением, но, если потом обнаружат преступление, найдут, как привлечь амнистированного, ожидает он: «Президент лично ситуацию на местах контролировать не будет».