Венесуэла страдает от дешевой нефти, но не отказывается от поддержки союзников


Когда венесуэльский лидер Уго Чавес был жив и цены на нефть были высокими, Венесуэла могла позволить себе продавать карибским странам около 200 000 баррелей нефти в день на льготных условиях. Она заключила с 13 государствами, включая Кубу, так называемое "нефтекарибское" (Petroсaribe) соглашение. Позже к их числу присоединились еще некоторые государства. Взамен Каракас получал от них политическую поддержку, и иногда они расплачивались с ним товарами, например черной фасолью.

Однако за последние полгода нефть подешевела вдвое, экономика Венесуэлы находится в тяжелом положении, и в стране все больше протестуют из-за дефицита продовольствия. Каракасу необходимо снова подумать над этим соглашением, чтобы финансировать импорт товаров, восстановить валютные резервы и избежать дефолта по гособлигациям.

«Соглашение [о льготной продаже нефти] останется в силе, но его условия необходимо будет пересмотреть из-за критической ситуации, в которой находится Каракас», - говорит экономист Нестор Авенданьо.

С 2005 г. упущенная выгода Венесуэлы из-за этого соглашения составила $44 млрд. На долю нефти приходится 96% экспорта Венесуэлы, есть опасения, что в этом году страна не сможет выплатить $11 млрд по гособлигациям. Поэтому необходимость внести в соглашение изменения выглядит неизбежной. Однако из-за политики правительства это может и не произойти.

Президент Венесуэлы сейчас посещает иностранные государства в поисках финансовой поддержки. На прошлой неделе в Пекине власти Китая пообещали инвестировать в Венесуэле $20 млрд в различные проекты, но не немедленную финансовую помощь. В понедельник в Катаре Мадуро заявлял, что работает над «финансовым альянсом» с банками Дохи, но не раскрыл деталей этого.

Во вторник агентство Moody's опустило кредитный рейтинг Венесуэлы до Caa3, самого низкого недефолтного уровня. Между тем, в Каркасе посещение государственных супермаркетов, где цены удерживаются на низком уровне, теперь ограничено двумя днями в неделю, и при этом их полки пусты.

Главная проблема заключается в том, что большая часть из добываемых госкомпанией PDVSA 2,5 млн баррелей нефти в день идет на выполнение обязательств, от которых Каракас не может или не хочет отказываться. Он субсидирует около 500 000 баррелей нефти в день для местного рынка, еще 500 000 баррелей в день идут на обслуживание долга перед Китаем в размере $50 млрд. Также Каракас продает карибским странам на льготных условиях 200 000 баррелей нефти в день, в том числе 100 000 баррелей - Кубе. Таким образом, на мировом рынке Венесуэла продает только 1,3 млн баррелей в день, что по нынешним ценам соответствует $20 млрд в год. Для сравнения: два года назад импорт Венесуэлы был равен $77 млрд.

Но до сих пор нет признаков того, что Венесуэла стала продавать меньше нефти карибским странам по льготным условиям. По данным PDVSA, в сентябре она поставляла им 206 000 баррелей в день. Одна из причин этого может заключаться в том, что при низких ценах на нефть субсидии уже не столь велики. Например, при цене $100 за баррель 60% стоимости выплачивались по низким процентным ставкам после двухлетнего льготного периода, а при $50 за баррель - только 40%.

Международный валютный фонд в прошлом году рекомендовал Венесуэле отказаться от подобных схем. Но бывший президент PDVSA Гуаикаипуро Ламеда уверен, что Мадуро этого не сделает, поскольку схема обеспечивает Венесуэле поддержку в ООН. Соглашение с карибскими странами «в основном политическое, поэтому экономические издержки будут уплачены», говорит Ламеда.

Перевел Алексей Невельский