Министерство юстиции начало разработку поправок в закон об НКО

Правозащитники надеются, что «иностранные агенты» из новой версии закона исчезнут
Подход Минюста к подготовке законопроекта совпадает с предложениями СПЧ, но изменения правового регулирования вопросов, связанных с НКО-агентами, не планируются/ М. Новиков/ Ведомости

Минюст разрабатывает поправки в закон о некоммерческих организациях (НКО), чтобы привести его в соответствие с Гражданским кодексом (ГК). Статус НКО как юридических лиц уже урегулирован ГК и излишнее дублирование норм создает опасность противоречий и разночтений, говорится в уведомлении, размещенном на портале раскрытия информации. Проект предлагает оставить только нормы, определяющие особенности госрегистрации и контроля за деятельностью НКО, особенности их правового положения, деятельности и ликвидации как юрлиц, а также возможные формы поддержки НКО органами госвласти.

Совместная группа президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Минюста несколько месяцев работала над предложениями по усовершенствованию законодательства об НКО. Уставы НКО сложно привести в соответствие с ГК, так как не закончено внесение поправок в нормативно-правовые акты и возникают проблемы правоприменения, отмечали члены СПЧ. Они предложили трансформировать закон об НКО в закон об особенностях госрегистрации, контроля и поддержки НКО, а закон об общественных объединениях – в закон об объединениях граждан.

Письмо с этими предложениями СПЧ направил министру юстиции Александру Коновалову, в случае одобрения их передадут президенту. Пока ответа нет, говорит председатель СПЧ Михаил Федотов: «Как только президент их одобрит, мы начнем работу над текстами законодательных актов. По сути, это новый закон, который будет регулировать регистрацию, контроль, господдержку НКО». Он полагает, что статья об иностранных агентах изменится, но пока это не обсуждалось. Поскольку действующая статья написана плохо, то Минюст применял закон так, как он был написан, говорит Федотов: «Если вы делаете новый закон, то меняются и статьи, поскольку у закона другая логика. Я думаю, что там не будет понятия политической деятельности, поскольку определить его невозможно». Член СПЧ Елена Тополева-Солдунова удивлена, что ответа от министра нет, а Минюст уже начал разработку поправок. Но то, что сказано в уведомлении, предлагалось СПЧ, говорит она: «Поправки станут отличным поводом, чтобы наконец исправить недостатки в части иностранных агентов, о чем говорил президент».

Подход Минюста к подготовке законопроекта совпадает с предложениями СПЧ, но изменения правового регулирования вопросов, связанных с НКО-агентами, не планируются, сообщили «Ведомостям» в министерстве. Минюст должен согласовать проект с другими ведомствами, поэтому о конкретных нормах говорить рано, но из-за вступления в силу нового ГК в законе есть пробелы – так, религиозные организации в Крыму не могли регистрировать отделения, говорит председатель комитета Госдумы по делам общественных организаций Ярослав Нилов: «Не исключено, что будут уточнены некоторые формулировки – например, о политической деятельности».

Вся законотворческая деятельность является отражением ситуации в стране, считает политолог Константин Калачев, и этот законопроект либо закрутит гайки окончательно, либо может стать первым символом либерализации: «В России многое происходит в режиме ситуативного реагирования, в случае с НКО куда уж дальше ужесточать – когда есть необходимость нормализации отношений с гражданским сектором и внешним миром, то от подобных инициатив надо потихоньку отходить». К тому же одиозные примеры применения закона, как с фондом «Династия», показывают, что с законом перегнули, говорит Калачев.