MI5 рассекретила данные о «советском шпионе из Голливуда»

Коммунист Седрик Белфрадж, в войну работавший на MI5, передавал в Москву инструкции от Черчилля, но так и не был уличен при жизни
Рассекреченные документы проливают новый свет на масштаб проникновения советских агентов в сеть британских спецслужб в военное время, а также на стойкость чиновников, которые отказывались в такое верить, пишет FT/ FT Montage/Corbis/Crown Copyright/TNA

Британская контрразведка MI5 рассекретила информацию о советском шпионе времен Второй мировой войны, о котором было мало известно по сравнению с работавшей в тот же период знаменитой "кембриджской пятеркой" - Кимом Филби, Гаем Берджессом, Дональдом Маклином, Энтони Блантом и Джоном Кэрнкроссом.

Как сообщает Financial Times, это девять томов и сотни документов о тайной деятельности Седрика Белфраджа, недоучки из Кембриджа, голливудского промоутера, кинокритика, светского хроникера, основателя газеты, донжуана - фигуры, которую в последнюю очередь можно было заподозрить в работе на СССР. В отличие от «кембриджской пятерки» Белфрадж избежал громких разоблачений, его не преследовали за шпионаж, ему не пришлось бежать в Москву, и он спокойно умер в 1990 г. в Мексике на руках пятой жены. Однако, как указывает бывший официальный историк MI5 Кристофер Эндрю, в Москве его донесения ценили выше, чем информацию от Кима Филби, одного из ключевых фигурантов «пятерки», который считался одним из самых успешных советских шпионов.

Рассекреченные документы проливают новый свет на масштаб проникновения советских агентов в сеть британских спецслужб в военное время, а также на стойкость чиновников, которые отказывались в такое верить, пишет FT.

В 1927 г. недоучившийся в Кембридже Белфрадж перебрался в Голливуд, в 30-х гг. он был членом компартии, в 40-х он основал в США прокоммунистическую газету National Guardian, благодаря собственным усилиям стал известной личностью в кругах интеллигенции левого толка, за которой в США пристально следили, и в 1955 г. был выслан из США на закате маккартизма за свои взгляды.

При этом с 1942 по 1944 г. находившийся в США Белфрадж работал на разведку MI6 и был правой рукой Уильяма Стивенсона, координатора нью-йоркской резидентуры, который на тот момент был самым высокопоставленным британским разведчиком в западном полушарии. Как следует из раскрытых документов, американцы выяснили, что в этот период Белфрадж передавал советским контактам особо важную секретную информацию, в том числе краткие отчеты о совещаниях с Уинстоном Черчиллем. Встречу с одним из главных советских агентов в США ему устроили активисты американской компартии, отмечает ВВС. Как пишет FT, сотрудничество Белфраджа с Москвой прервалось только по случайности: его контакт Джейкоб Голос в 1943 г. внезапно умер от сердечного приступа, а в 1945 г. сменившая Голоса Элизабет Бентли решила перебежать на сторону США, передав Вашингтону информацию о 30 других агентах. 

В 1947 г. Белфраджа допросили агенты ФБР. Он признал, что передавал в СССР различные документы, но заявил, что несмотря на подлинность эти документы не были особо важными. По его словам, он делал это по заданию MI6, чтобы побудить русских передавать взамен более ценную информацию. На запрос ФБР MI6 отказалась предоставлять какую-либо информацию о Белфрадже, официально сославшись на принцип о нераспространении таких данных. Однако в рассекреченной телеграмме MI6 в контрразведку MI5 говорилось, что было бы неловко отвечать ФБР на этот запрос, так как это означало бы признание, что разведка завербовала в США человека, известного своими коммунистическими симпатиями. FT отмечает, что это было очередное свидетельство, что британские спецслужбы боялись ссоры с американскими коллегами больше, чем выявления и признания собственных уязвимостей.

В 1943 г. британская контрразведка не обратила внимание, как Белфрадж уговаривал своего начальника по MI6 нанять Сэмьюэла Ландона Бэррона, который уже тогда подозревался в шпионаже на СССР. В 1946 г. Белфрадж бросил на год жену из-за романа с переводчицей MI6 Труди Гангадхарен, за которой следила MI5 как за предполагаемой советской шпионкой, и агенты контрразведки наблюдали их свидания. Забеспокоилась MI5 только в 1955 г., вскоре после депортации Белфраджа из США. Тогда высокопоставленный сотрудник контрразведки написал MI6, не правда ли, что у высланного агента наверняка был доступ к большому количеству секретных материалов. Рассекреченные файлы показали, что его предположение было верно.

После выдворения Белфраджа из США против него никаких сведений спецслужбы на нашли. MI6 так и не раскрыла, что ей было известно, что - нет. У MI5 он был под наблюдением еще много лет, но слежка не подтвердила, что он с тех пор хотя бы раз связывался с Москвой.