Ирак поругался с Турцией ради России

Протест против вторжения турецких военных нужен Багдаду для привлечения внимания Москвы, считают эксперты
Турецкие солдаты с танками и артиллерией прибыли на север Ирака в рамках программы по обучению курдского ополчения «пешмерга» для борьбы с боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), сообщает турецкая Hurriyet/ Reuters

Ирак выразил решительный протест Турции в связи со «вторжением турецких сил на территорию Ирака без ведома центрального правительства». Это является нарушением суверенитета Ирака, а нахождение любых иностранных сил в стране оценивается как «враждебный акт», говорится в субботнем заявлении иракского МИДа. Глава комитета парламента Ирака по безопасности и обороне Хаким аль-Замили пригрозил туркам военными действиями, если те незамедлительно не покинут Ирак.

Турецкие солдаты с танками и артиллерией прибыли на север Ирака в рамках программы по обучению курдского ополчения «пешмерга» для борьбы с боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), сообщает турецкая Hurriyet. По данным издания, в согласованной с лидером иракских курдов Масудом Барзани операции участвуют 600 военных, но их число может вырасти до 2000.

Несмотря на остроту курдского вопроса в самой Турции, ее операция на севере Ирака, где живут преимущественно курды, этому не противоречит, поясняет профессор Высшей школы экономики Андрей Коротаев: «Курдское движение очень разнородно, на севере Ирака активно борются за власть несколько группировок, а лидирующее положение занимает Барзани, который никак не поддерживает борющуюся за автономию в Турции Рабочую партию Курдистана. Турция здесь действует по принципу «враг моего врага – мой друг».

Багдад уже долгое время не контролирует север страны, добавляет старший научный сотрудник центра арабских исследований Института востоковедения РАН Николай Сухов. «Де-факто Ирак раздроблен: есть территории под контролем ИГ, шиитский центр, юг страны, где есть свое самоуправление и милиция, и по сути независимый курдский север со своей армией, системой управления и экономикой. Багдад понимает, что развал страны – скорее вопрос времени», – считает Сухов. Ответить Турции военным способом Ирак не может, так как не обладает для этого ни силами, ни политической волей, к тому же Турцию поддерживают США, напоминает эксперт. По его мнению, жесткие заявления иракского правительства преследуют другие цели: «Багдад хочет пошуметь и совершает такие прыжки на волне российско-турецкого обострения отношений для того, чтобы привлечь к себе внимание России. Тем более были разговоры о возможных ударах ВКС России по позициям ИГ в Ираке, чему Багдад был бы рад, ведь он с ИГ справиться не может». Ирак хочет напомнить об особых отношениях с Россией, соглашается Коротаев: «Ирак, Сирия, Иран и Россия создали координационный центр в Багдаде, Ирак поддерживал Россию в ООН после присоединения Крыма, а сейчас такими заявлениями Багдад посылает доброжелательный сигнал Москве».