Либерал-демократы сэкономят на предвыборной агитации

На осенних выборах в Госдуму ЛДПР будет рекламировать себя в магазинах и аэропортах
На осенних выборах в Госдуму ЛДПР намерена сэкономить на телеагитации/ М. Стулов/ Ведомости

В понедельник Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) отметила в центре Москвы 70-летие своего бессменного лидера Владимира Жириновского. Торжества совместили с неофициальным стартом предвыборной агитации: были организованы народные гулянья возле Манежа и фуршет для 5000 гостей. В партии утверждают, что все это было бесплатно – включая аренду помещений и выступления приглашенных звезд. Принцип экономии будет играть важную роль и в ходе официальной агиткампании, признаются партийцы.

Перед выборами ЛДПР заключила контракты с торговыми сетями и аэропортами вместо телеэфиров, рассказывает отвечающий за агитацию и пропаганду депутат Госдумы Михаил Дегтярев, не уточняя, о каких именно сетях идет речь. «Это намного дешевле телерекламы. Таких средств, как у единороссов, у нас, конечно, нет, но мы презентуем всероссийский байк-клуб, на 60 дней запустим по стране агитационный поезд», – поясняет Дегтярев. По его словам, будут также выделены деньги на кампании в регионах, много будет наружной рекламы, в целом же ЛДПР планирует потратить «столько же, сколько и в прошлые выборы с учетом инфляции» (по данным ЦИК, расходы ЛДПР на выборы в Госдуму 2011 г. составили 519 642 978 руб., в том числе 387,6 млн – на телеагитацию). «Мы всегда экономим, так как у нас в партии нет олигархов», – соглашается зампред думской фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Лучший дебют

Свой лучший результат ЛДПР показала на первых же выборах в Госдуму в 1993 г., победив в голосовании по партспискам с 22,9%. Второй в истории партии результат был зафиксирован в 2011 г. – 11,7% голосов.

В партии считают, что в следующем созыве ее фракция серьезно обновится за счет молодежи, но костяк высшего совета ЛДПР в Думе останется: в федеральную часть партсписка, возглавляемого Жириновским, по информации «Ведомостей», войдут его сын, зампред палаты Игорь Лебедев, а также депутаты Нилов, Алексей Диденко, Дегтярев, Леонид Слуцкий. «У нас партия специфическая – мы все узнаем в последний момент. Второй этап съезда, скорее всего, пройдет ближе к концу июня – там и объявят положение дел», – признается один из депутатов от ЛДПР. Жириновский еще в феврале говорил журналистам, что списки кандидатов будут готовы к предвыборному съезду, и подчеркивал, что в их число попадут только те, кто состоит в региональных отделениях, и никаких людей «со стороны» не будет.

ЛДПР умеет работать с наружной рекламой, а телереклама действительно, как правило, съедает большую часть бюджета, говорит политолог Андрей Бузин: «У партии талантливые пиарщики, и их кампании всегда отличаются творчеством. А на этих выборах за счет протестных настроений они могут получить более высокий процент – за них пойдут голосовать те, кому все равно за кого, лишь бы не единороссы».

Главный политический актив ЛДПР – это Жириновский, на его бренде держится вся партия, говорит политолог Александр Пожалов. Логично отказаться от телерекламы, если узнаваемость есть и так, тем более партия активно пользуется наружной рекламой, подчеркивает он. За счет событий 2014 г. и ситуации вокруг Украины ЛДПР несколько улучшила свой рейтинг, потому что Жириновский последовательно критиковал Запад и предупреждал об опасностях с этой стороны, напоминает эксперт: «Их рейтинг несколько вырос даже в Москве, а значит, у либерал-демократов есть шанс выйти на третье место после единороссов и коммунистов, тем более что надежды КПРФ забрать всех недовольных, социально незащищенных и малообеспеченных явно могут не оправдаться в этот раз. На этот электорат сейчас могут претендовать и ЛДПР, и эсеры – за них проголосуют те, кто поддерживает власть, президента и в целом патриотически настроен, но недоволен социально-экономической программой и действиями исполнительной власти». Жириновского и сейчас окружают молодые партийцы с прошлых выборов, успевшие за этот созыв стать заметными, но проблема ЛДПР – в отсутствии действительно сильных одномандатников, полагает Пожалов: «Их у партии, по моим подсчетам, семь-восемь, тогда как у эсеров – около 20, а у коммунистов – около 40». Это может помешать им в борьбе за третье место, заключает он.