Правозащитники помогут правоохранителям в борьбе за право выезда из России

Отменить подобные запреты Россия обязалась еще в середине 1990-х годов
Правозащитники помогут правоохранителям в борьбе за право свободного выезда из России/ Максим Стулов / Ведомости

Паблик «Омбудсмен полиции» в сети «В контакте» и Международная «Агора» окажут правовую помощь сотрудникам правоохранительных органов, которые столкнулись с запретом на выезд за границу, были уволены в связи с выездом либо уже оспорили увольнение и намерены обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), как, например, бывший командир взвода ДПС Москвы Максим Лужных. Об этом будет объявлено в понедельник, сказали «Ведомостям» представитель «Агоры» Дмитрий Колбасин и администратор «Омбудсмена полиции» Владимир Воронцов.

Как ожидается, в декабре Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) рассмотрит вопрос об исполнении решения ЕСПЧ по делу «Беркович и другие против России», где речь идет о необходимости отменить запрет на выезд для госслужащих, имеющих допуск к государственной тайне, говорит руководитель международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев. Обязательство об отмене подобных ограничений Россия взяла на себя еще при вступлении в Совет Европы в 1996 г., а первое решение по такой жалобе ЕСПЧ вынес в 2006 г., напоминает юрист, но оценкой исполнения этих решений КМСЕ займется впервые за 13 лет.

«Агора» направила в комитет свои замечания к исполнению общих мер, указав, что, несмотря на ранее принятые решения, ограничения на право выезда остаются системной проблемой. Более того, число подпадающих под них россиян все время растет. Так, с сентября 2013 г. специальным приказом МВД введены ограничения на выезд для сотрудников, которые теперь могут уезжать за рубеж только с разрешения начальства (приказ содержит перечень стран, для которых такого разрешения не требуется). Эти ограничения приводят к увольнению со службы в случае их нарушения – как произошло и с Лужных. Аналогичные запреты введены для судей, прокуроров, сотрудников ФСБ, Росгвардии, ФСИН и МЧС, следователей, таможенников, военнослужащих. Правозащитники предлагают КМСЕ обратиться к российскому правительству с просьбой обнародовать полный список ограничений, потребовать отмены запретов и любых требований о том, чтобы такие поездки в личных целях согласовывались с начальством, а также отменить дисциплинарную ответственность за отсутствие согласований.

Пресс-служба Минюста сообщила «Ведомостям», что обработка полученной от госорганов информации по исполнению постановления по делу «Беркович и другие» еще не завершена. «Позиция властей России будет направлена к предстоящему в декабре 2019 г. заседанию [КМСЕ]», – обещает Минюст.

Никакого запрета на выезд силовиков не существует, настаивает человек в правоохранительных органах, они должны лишь согласовывать свои перемещения с начальством. Именно такую позицию, напоминает он, занял Верховный суд в деле Лужных, когда не нашел в оспоренном приказе МВД нарушений права на свободу перемещения. Полицейского уволили не за то, что он уехал за границу, а за то, что соврал начальству: сообщил о поездке в Сочи, а отправился в Доминиканскую Республику, подчеркивает собеседник. Он уверен, что поток жалоб на ограничения в выезде в национальные суды и ЕСПЧ не будет большим: в системе МВД, например, на вранье попадаются всего несколько человек в год. К тому же в этом году перечень стран, куда можно ехать без разрешения начальства, был расширен. И даже когда речь идет о людях с допуском к гостайне первого и второго уровня, запрет на выезд принимается специальной комиссией и строго индивидуально, подчеркивает правоохранитель.