Почему Эво Моралес лишился власти, несмотря на все достижения

Многие боливийцы, особенно не знавшая другого президента молодежь, устали от бессменного лидера
Боливийцы все больше критиковали Моралеса за то, что он становится авторитарным лидером/ JORGE BERNAL / AFP

Президент Боливии Эво Моралес, икона латиноамериканских лидеров социалистического толка, объявил об отставке на фоне массовых протестов в стране, вспыхнувших после президентских выборов. В воскресенье, 10 ноября, оставить свой пост Моралеса попросил командующий армией Уильямс Калиман. «Учитывая эскалацию конфликта в стране <...> мы призываем президента отказаться от мандата ради умиротворения и поддержания стабильности в нашей Боливии», – заявил Калиман.

Хотя Моралес объяснил свой уход необходимостью «найти способ успокоить ситуацию», он добавил: «Борьба на этом не заканчивается, мы продолжим борьбу за равенство и мир. Я сожалею об этом госперевороте». Перед отставкой он также согласился на проведение повторных выборов после публикации Организацией американских государств (OAS) доклада о серьезных нарушениях на выборах, состоявшихся 20 октября. Их результаты должны быть отменены, заявила OAS, обнаружившая доказательства «очевидного манипулирования», которые ставят под сомнение результаты голосования.

Например, согласно докладу OAS, на одном избирательном участке бюллетени заполнял член правящей партии Моралеса «Движение к социализму», на ряде других 100% голосов оказались поданы за президента.

Но избирком Боливии объявил о победе Моралеса с 46,9% голосов; лидер оппозиции Карлос Меса, по официальным данным, набрал 36,7% голосов. Для победы уже в первом туре одному из кандидатов необходимо набрать более 50% либо 40%, если отрыв от соперника превысит 10%. По предварительным данным, разрыв был менее 10%, однако в итоге избирком сообщил, что он чуть превысил необходимый показатель.

Почему же многие боливийцы выступили против лидера, при котором ВВП на душу населения вырос с $1049 в 2005 г. до $3565,5 в 2018 г., а безработица в этом десятилетии держится на уровне 3–4% (по данным МВФ)?

Моралес занимал пост президента дольше почти всех остальных лидеров в Латинской Америке, отмечает The Wall Street Journal. Он впервые стал президентом в 2006 г., когда лидеры с левыми взглядами побеждали на выборах или консолидировали власть в регионе. Но большинство других латиноамериканских президентов-социалистов уже ушли или борются с серьезными экономическими проблемами в своих странах. Бывший президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва отбывает срок за коррупцию. Президент Венесуэлы Николас Мадуро расхлебывает последствия социалистической политики своего предшественника Уго Чавеса и собственной, в результате которой страну покинуло более 10% населения, а оставшееся уже не первый год борется с тяжелейшим кризисом.

Мадуро написал в Twitter, что «категорически осуждает госпереворот [в Боливии], совершенный против брата-президента». Правительство Никарагуа назвало события в стране переворотом. А министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард заявил, что его страна в случае необходимости предоставит Моралесу политическое убежище.

 

«[Моралес] был невероятной политической фигурой, – утверждает Эдуардо Гамарра из Флоридского международного университета (цитата по WSJ). – Он – последний из плеяды социалистов начала XXI в.». Его падение может серьезно повлиять на регион, где в некоторых странах, прежде всего в Мексике и Аргентине, к власти стали возвращаться левые популисты, отмечает Reuters.

В отличие от многих других стран Латинской Америки, Боливия продолжала процветать даже после падения цен на сырье, начавшегося в 2014 г., отмечает Financial Times. При Моралесе ВВП страны вырос в четыре раза. Основой его экономической модели была ренационализация природных ресурсов и распределение налоговых поступлений таким образом, чтобы стимулировать потребление на внутреннем рынке. Благодаря этому уровень бедности в стране снизился с 60% в 2006 г. до 34% в 2018 г., по данным Межамериканского банка развития. Также Моралес вернул политическую стабильность Боливии, где до него в кресле президента за пять лет побывало пять человек.

Моралес был инициатором внесения поправок в конституцию Боливии, запрещающих главе государства избираться более двух раз подряд. Однако в 2014 г. он переизбрался на третий срок. Верховный суд не стал засчитывать его первый срок, сославшись на то, что Моралес пришел к власти до конституционной реформы.

К последним выборам у граждан стало возникать к Моралесу множество вопросов. Прошлогодний рост экономики на 4,2% был достигнут отчасти благодаря чрезвычайно высокому бюджетному дефициту, составившему почти 8% ВВП. «Прошлые успехи основаны на факторах, которые не являются устойчивыми», – предупреждал в декабре МВФ.

Молодежь, которая не знает другого президента, кроме Моралеса, все больше критиковала его за то, что он становится авторитарным лидером. Оппоненты обвиняли его в контроле над избиркомом, судами и все большем вмешательстве в работу СМИ; даже некоторые его союзники начали беспокоиться по поводу возникновения культа личности, пишет FT. «Если Моралес останется президентом, мы перейдем от авторитаризма к диктатуре», – заявлял перед выборами Карлос Меса. «Боливия не идет по пути Венесуэлы, но ее демократические принципы, очевидно, сейчас подвергаются испытанию», – сказал FT работающий в Боливии иностранный дипломат.

Прокуратура Боливии начала расследование в отношении роли избиркома, который находился под контролем правящей партии Моралеса и проводил итоговый подсчет голосов. По телевизору показали, как полиция в воскресенье провела обыски в здании избиркома.

По мнению социолога Амару Виллануэвы из Фонда имени Фридриха Эберта, Моралес стал жертвой собственного успеха: «Население стало более амбициозным, его ожидания выросли. Появилось прагматическое разочарование, так как экономическое благосостояние стало важнее политики идентичности».