Россия признала избрание Лукашенко, но без энтузиазма

Президент Белоруссии может использовать свою слабость в торге с Кремлем
Кадры действий белорусских силовиков могут заставить ЕС ввести санкции против белорусского руководства/ Sergei Grits / AP

Реакция западных и восточных политиков на официально объявленную победу Александра Лукашенко на президентских выборах оказалась противоположной. Первое поздравление поступило от руководителя Китая Си Цзиньпина, второе – от президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева. Президент России Владимир Путин направил поздравительную телеграмму третьим. В этот раз поздравление Путина было менее теплым, чем после предыдущей победы Лукашенко в октябре 2015 г. Ту победу Лукашенко Путин назвал «убедительной» и «свидетельствующей о высоком политическом авторитете и доверии со стороны населения» к Лукашенко. Характеризовать нынешний результат Лукашенко Путин никак не стал, лишь традиционно высказал надежду на дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений между двумя странами, в том числе в военно-политической области. Наблюдательная миссия СНГ, в которую входили депутаты Госдумы России и сенаторы, признала выборы в Белоруссии легитимными, открытыми и конкурентными. Однако не все российские парламентарии с этим согласились. Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ единоросс Константин Затулин в интервью «Газета.ru» назвал итоги выборов в Белоруссии сомнительными, избирательная кампания, по его мнению, «сопровождалась тотальной фальсификацией». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал происходящее в Белоруссии «агонией режима» и предсказал эмиграцию Лукашенко «в этом году или в следующем».

Европейские государства одинаково жестко высказались и по поводу избирательной кампании в Белоруссии, и по поводу жестких действий правоохранителей в отношении протестующих. Власти Польши и Германии призвали ЕС рассмотреть вопрос о новых санкциях в отношении Белоруссии. Россия официально на противостояние в Белоруссии не отреагировала, лишь «РИА Новости» со ссылкой на свой источник, очевидно, в российских дипломатических кругах сообщило, что Москва рассчитывает на признание итогов выборов проигравшими кандидатами и на отказ победителя от излишней строгости к ним.

Для руководства России Лукашенко лучше, чем любая потенциальная альтернатива, а стабильность Белоруссии лучше, чем ее нестабильность, объясняет быстрое признание выборов Москвой гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Непризнание выборов со стороны России вообще выглядело бы странно: во-первых, судя по всему, избирательные системы обеих стран болеют одними и теми же болезнями; во-вторых, непризнание ничего бы не дало, кроме новых проблем, которых Москва пытается избежать, поясняет эксперт. В то же время ЕС, возможно, будет вынужден не просто выразить недовольство тем, как прошли выборы в Белоруссии, но и принять какие-то санкции, допускает Кортунов.

ЕС в сложном положении, отмечает эксперт: «Там есть силы, особенно в странах Центральной Европы и Балтии, для которых настолько приоритетной остается борьба с Кремлем, что они готовы были бы, наверное, закрыть глаза на несовершенства белорусской демократии. В последнее время к этой точке зрения стали склоняться и США. Но волнения, ОМОН, использование спецсредств и картинка на телевидении, конечно, подрывают позиции тех, кто выступал за некое смягчение санкций и ограничений на контакты с Минском». «Сближение между Белоруссией и ЕС теперь откладывается, возможно, на довольно длительное время», – полагает Кортунов.

Пока невозможно уверенно сказать, какая линия в отношении Белоруссии победит в Москве, указывает он: с одной стороны, никто в Москве не хочет еще большего ослабления Лукашенко, так как может встать вопрос о стабильности Белоруссии. Жесткая реакция ЕС на белорусские выборы не увеличит количество козырей у Москвы в переговорах с Минском. «А вот у Минска козырей станет меньше», – отмечает он. Но это палка о двух концах: есть какой-то уровень слабости белорусского руководства, за который Москва не хотела бы выходить. «Слабый Лукашенко для Москвы – это не так плохо, но если он будет очень слабый, то это уже создает риски нестабильности власти на западных границах [России], перспективу «минского майдана» и т. д.», – говорит эксперт. Теперь Лукашенко может использовать свою слабость в качестве козыря на переговорах с Москвой для получения новой помощи, пугая дестабилизацией «до Владивостока», чем он занялся еще до выборов, резюмирует эксперт.