Поддержка Макрона накануне выборов президента Франции растет
Опросы дают ему более чем на 10% больше, чем у Ле ПенПоддержка президента Франции, кандидата от движения «Вперед, Республика!» Эмманюэля Макрона выросла после теледебатов, прошедших 20 апреля с его соперницей по избирательной гонке Марин Ле Пен. По данным опроса, проведенного 21 апреля Elabe по заказу СМИ BFMTV, L’Express и SFR, 59% зрителей назвали действующего президента победителем, в то время как кандидата от крайне правых – только 39%. До дебатов, 19 апреля, опрос Ipsos показывал 56,5% поддержки у Макрона (и 43,5% у Ле Пен), опрос Opinionway – 56% (44% у Ле Пен). Второй тур выборов, куда вышли Макрон и Ле Пен, состоится 24 апреля.
На дебатах Макрон первым делом раскритиковал Ле Пен за кредит в 9 млн евро, взятый «Национальным объединением» в 2014 г. у Первого российско-чешского банка, что свяжет руки ей в случае избрания. Он напомнил слова Ле Пен о признании Крыма частью России. Ле Пен, в свою очередь, обвинила Макрона в нечестности за упоминание этого вопроса и подчеркнула, что она и ее партия «свободны в своих решениях», а кредит в связанном с Россией банке был взят из-за того, что ни один французский банк его не давал, и сейчас он погашается.
В свою очередь Ле Пен отметила, что «агрессия, жертвой которой стала Украина, недопустима», и призвала помогать украинским беженцам, но выступила против отправки оружия Киеву, так как это может вовлечь Париж в вооруженный конфликт. Она также заявила, что ее приоритетом в случае избрания будет снижение расходов для граждан, которые увеличились из-за инфляции в связи с конфликтом на Украине. Лидер «Национального объединения» пообещала снизить НДС на ряд продукции и освободить от подоходного налога всех французов моложе 30 лет. Макрон, однако, парировал, что ограничение цен эффективнее отмены или смягчения налогов.
Ле Пен также выступила против идеи Макрона повысить пенсионный возраст до 65 лет, а президент раскритиковал ее за призыв ввести запрет на ношение мусульманских женских платков. В свою очередь в ответ на упрек о сомнениях в наличии глобального потепления Ле Пен навала Макрона «климатическим лицемером».
До этого, 19 апреля, в канун дебатов, министр финансов Брюно Ле Мэр заявил радиостанции Europe 1, что Ле Пен «передаст суверенитет Франции Владимиру Путину и России», приведет к потере защиты со стороны НАТО и разрыву связей с Германией, если ее изберут. Кандидат от «Национального объединения» 13 апреля, после завершения первого тура выборов, пообещала, что в случае избрания выведет французскую армию из объединенного командования НАТО, как это сделал генерал Шарль де Голль в 1966 г. В свою очередь, отвечая на упреки в «неатлантических» взглядах, в предвыборном ролике Ле Пен обвинила Макрона и его союзников в том, что они запугивают граждан, заставляя их голосовать против нее. «Страх – единственный оставшийся аргумент президента», – сказала она.
Первый тур президентских выборов во Франции состоялся 10 апреля. Марин Ле Пен набрала 23,15%, Эмманюэль Макрон – 27,84% голосов. Не поддерживать ни в коем случае Ле Пен призвал левый кандидат Жан-Люк Меланшон, показавший третий результат: 21,95%.
Согласно опросу Elabe, опубликованному во вторник, 19 апреля, 42% избирателей Меланшона готовы отдать свой голос Макрону. Однако Меланшон претендует на пост премьер-министра (он назначается президентом при поддержке парламента). Причем он готов занять его в случае победы как Макрона, так и Ле Пен.
Другие левые и центристские кандидаты частью призвали поддержать действующего президента, частью – не голосовать за лидера «Национального объединения». Крайне правый Эрик Земмур, набравший 7,07%, прямо призвал голосовать за Ле Пен.
В отличие от дебатов 2017 г., на которых спорили те же политики, кандидатам удалось тезисно представить свои программы и показать их сильные стороны, говорит завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Макрон делал упор на позитивную повестку как итог его усилий, на цифры и на то, как те или иные инициативы будут или не будут работать, и вел себя в роли «профессионального финансового аудитора».
Ле Пен, ориентируясь на свой электорат, а также электорат Меланшона, требовала «коренной перезагрузки» Франции и отталкивалась от негативного настоящего и грядущего ухудшения ситуации, делала упор на падение уровня жизни и проблемы миграции. Она ориентировалась на образы и стереотипы, а не на численные показатели.
Российская тема была использована кандидатами вскользь и фактически она их мало интересовала, отмечает Тимофеев. Она скорее использовалась как повод для взаимных упреков и черного пиара, причем ни одного из кандидатов нельзя в действительности назвать «пророссийским» и обоих можно упрекнуть в активных контактах с Москвой. Ле Пен в ответ на намеки на зависимость от России не использовала тему активных посреднических контактов и звонков в Кремль как в канун, так и после 24 февраля, продолжает Тимофеев.
Сами действия Москвы они оба осуждают, расходясь лишь в вопросе эмбарго на российскую нефть и газ, против которого выступает соперница президента под предлогом заботы о французской экономике, говорит эксперт.
Дебаты, очевидно, сыграют роль в распределении колебавшихся избирателей за пределами ядерного электората кандидатов. Шансы Ле Пен на победу в президентских выборах минимальны, уверен замдиректора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. Выиграть во втором туре ей не дадут левые и центристские избиратели, которые пойдут голосовать не за Макрона, а против Ле Пен. На протяжении всей президентской гонки Ле Пен не подбиралась близко к Макрону по рейтингам, к тому же большинство французов считают именно Макрона победителем в дебатах. Антироссийская карта же, поясняет Суслов, хоть и активно разыгрывается Макроном, не является определяющей в его противостоянии с Ле Пен. Несмотря на ряд сильных аргументов, в том числе о вреде эмбарго на российскую нефть для простых французов, Ле Пен не может преодолеть то неприятие, которое к ней питают центристы и левые, резюмирует эксперт.