У Дональда Трампа фактически не осталось соперников внутри партии

Проигравшая в Южной Каролине Никки Хейли надеется на суды против бывшего президента
MARK WILSON / Getty Images via AFP
MARK WILSON / Getty Images via AFP

Дональд Трамп победил Никки Хейли на первичных выборах в Южной Каролине. Он набрал 59,8% голосов, Хейли – 39,5%. Об этом сообщила газета The New York Times 25 февраля (мск). «Это замечательный вечер. Вы можете попраздновать 15 минут, и потом мы должны вернуться к работе», – заявил бывший президент, выступая перед своими соратниками и избирателями после объявления предварительных результатов голосования. Хейли, в свою очередь, поздравила Трампа, подчеркнув, что не собирается завершать избирательную кампанию.

Праймериз в Южной Каролине важны по двум причинам. Во-первых, там разыгрывается 50 мандатов делегатов съезда республиканцев, в ходе которого в июле выберут кандидата от партии на пост президента. Подавляющее большинство делегатов в штате – 47 из 50 – достались Трампу. Теперь у него 110 делегатов. Хейли получила трех оставшихся делегатов. В общем у нее 20 мандатов.

Во-вторых, Хейли родилась в Южной Каролине и была там губернатором два срока – с 2011 по 2017 г. Предполагается, что, если кандидат родом из штата или занимал там высокую должность, это дает ему преимущество с точки зрения как общей узнаваемости, так и поддержки электората. Например, в 2016 г. претендент на республиканскую номинацию Джон Кейсик, несмотря на низкую популярность на общенациональном уровне, победил с 46,95% голосов в штате Огайо, где на тот момент был губернатором. Другой бывший претендент на республиканскую номинацию – Тед Круз – в 2016 г. обошел Трампа на праймериз в штате Техас, который он представляет в сенате c 2013 г.

Как сообщает CNN, с 1972 г. ни один из победителей праймериз от обеих партий не проигрывал первичные выборы в своем родном штате.

Согласно агентству AdImpact, отслеживающему траты кандидатов на рекламу, c начала года Хейли и ее союзники купили эфирного времени в Южной Каролине на $14 млн и зарезервировали дополнительное время на $1,4 млн. Кампания Трампа потратила $1,2 млн, на резерв – $260 000.

Для того чтобы стать кандидатом от Республиканской партии, претендент должен набрать минимум 1215 мандатов делегатов. С 1980 г. ни один кандидат-республиканец, кроме сенатора Митта Ромни в 2012 г., не смог выиграть партийную номинацию, не победив в Южной Каролине.

Трамп теперь может сосредоточиться на борьбе с Джо Байденом, реально значимых препятствий на его пути к номинации не осталось, считает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. Решение Хейли не выходить из гонки эксперт связала с ее надеждой на признание Трампа виновным по одному из уголовных дел.

Потенциальное снижение престижа бывшего президента в результате осуждения по уголовному делу сделает Хейли более предпочтительным кандидатом для республиканцев, соглашается замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. «В случае признания виновным Трамп потеряет поддержку большинства избирателей в целом, они предпочтут проголосовать за Байдена», – подчеркнул политолог.

Совместный опрос Bloomberg и компании Morning Consult, проведенный в период с 16 по 24 января, показал, что 53% избирателей в семи колеблющихся штатах (штат, где с равной вероятностью может победить как демократ, так республиканец; часто именно в таких штатах и решается исход президентской гонки в США. – «Ведомости») откажутся голосовать за Трампа, если его признают виновным по одному из уголовных дел. Это число увеличивается до 55%, если его приговорят к тюремному заключению.

При этом, как отмечает Журавлева, Трампу ничего не мешает, согласно американской конституции, баллотироваться, даже находясь под стражей. Эксперт также добавила, что решение Хейли продолжить борьбу может также быть направлено на подготовку к кампании 2028 г.

Следующие праймериз пройдут в Мичигане 27 февраля. По данным агрегатора опросов Five Thirty Eight (принадлежит ABC News), Трамп опережает Хейли – 79,9% против 18%. Бывший президент также сохраняет убедительный отрыв от нее на общенациональном уровне – 76,7% против 15,6%.