ФСБ и МВД выступили против статьи о пытках в Уголовном кодексе

undefined

ФСБ и МВД России считают избыточным введение в Уголовный кодекс (УК) нового состава преступления «пытки». Такой отзыв силовые ведомства дали Совету при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), рекомендовавшему ввести такой состав для приведения российского УК в соответствие с Конвенцией ООН против пыток.

«Введение в УК нового состава должностного преступления "пытки" считаем избыточным, поскольку соответствующее деяние может быть квалифицировано по пункту "д" части второй статьи 117 (истязание с применением пытки) или по пункту "а" части третьей статьи 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия) УК России», – говорится в ответе ФСБ.

МВД России указало, что общий запрет на пытки уже содержится в части второй статьи 21 Конституции и в Уголовно-процессуальном кодексе. «Несмотря на то что УК не содержит отдельной статьи, предусматривающей ответственность за применение пыток, такие деяния могут быть квалифицированы по отдельным статьям Особенной части УК, что в полной мере соответствует определению понятия "пытки", которое содержится в статье 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», – отметили в министерстве.

Добавить в УК статью о пытках предложил председатель СПЧ Михаил Федотов в сентябре прошлого года. По его оценке, такие преступления наказываются по другим статьям, что нарушает Конституцию. В 2018 г. было опубликовано видео пыток в ярославской колонии ИК-1 осужденного Евгения Макарова. По инциденту СКР возбудил уголовное дело по статье 286 УК (превышение должностных полномочий), по которому проходят 12 сотрудников колонии.

Сегодня Федотов повторил, что считает нужной отдельную статью о пытках, поскольку она позволит систематизировать законодательство в этой сфере. «Сейчас у нас и пытки, и значительно более мелкие правонарушения попадают в одну статью, и все в кучу. У нас спрашивают «Сколько у вас пыток?», а мы не знаем», — сказал Федотов журналистам. «Это не усиление ответственности, это не ослабление ответственности, это устранение беспорядка в законодательстве», — сказал председатель СПЧ.