Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в 2023 году полностью сфокусировалась на бизнесе в России и сохранила лидерство по объему портфеля в корпоративных сегментах рынка лизинга: водном, железнодорожном, городском пассажирском и авиатранспорте.
Компания в 2023 г. реализовывала 10 программ с государственным финансированием и 4 нацпроекта с учетом включения компании в нацпроект «Беспилотные авиационные системы». А также запустила и приступила к реализации 4 инвестпроектов с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), по которым в ближайшую «пятилетку» транспортным компаниям страны будет поставлено 4,5 тыс. ед. транспортных средств общей стоимостью более 400 млрд рублей.
Такие проекты не только обновляют парки транспорта в стране, но и загружают машиностроителей долгосрочными серийными заказами, запуская кооперационную цепочку на всех стадиях строительства техники.
Авиационный транспорт
В этом году ГТЛК законтрактовала производство рекордного количества воздушных судов на российских авиазаводах – 125 ед. (треть от всего флота компании). Это стало возможным благодаря разработке и запуску двух проектов ФНБ.
Первый проект – по поставке 39 воздушных судов (18 самолетов и 21 вертолета) Дальневосточной авиакомпании. Второй – по поставке в льготный лизинг (ставка 2,5%) 86 вертолетов отечественного производства российским авиакомпаниям, первые 26 бортов приняты от заводов в этом году. Таким образом, ГТЛК за 3 года выберет половину от всего производства гражданских вертолетов в стране.
Также в 2023 г. ГТЛК приступила к разработке нового инвестпроекта по поставке Дальневосточной авиакомпании 95 легкомоторных самолетов «Байкал» – это незаменимые самолеты в условиях ограниченности инфраструктуры.
Беспилотный транспорт
В 2023 г. ГТЛК активно включилась в процесс создания профильного нацпроекта по беспилотным авиационным системам, который станет драйвером развития отрасли. Специалисты компании способствовали формированию модели и основных принципов гражданского госзаказа на беспилотники в рамках нацпроекта.
Также ГТЛК провела работу по консолидации спроса на беспилотники и его синхронизации с возможностями производства.
Специалисты ГТЛК провели обучение по беспилотной авиации для более 900 человек – представителей бизнеса, госорганов и 66 регионов, включая новые территории. Это позволило определить оптимальные сценарии применения БАС для каждого субъекта или компании.
Важный этап – разработка программы льготного лизинга беспилотных авиационных систем, в рамках которой приобрести беспилотник можно будет по ставке от 3,5%.
В 2023 г. ГТЛК поставила первые беспилотные авиационные системы в коммерческий лизинг – 24 ед., включая 6 тяжелых дронов, всего заключено контрактов на поставку в лизинг более 200 ед. БАС.
В 2023 г. ГТЛК инициировала проект создания первого в России маркетплейса беспилотных авиационных систем, который позволит не только покупать беспилотники «здесь и сейчас» за деньги, но и приобретать в лизинг, в том числе льготный, или оставлять заявку на предзаказ.
Водный транспорт
В 2023 г. ГТЛК приступила к реализации инвестпроекта с использованием средств ФНБ по поставке 260 водных судов российским судоходным компаниям, 73 из которых – пассажирские. Компания опережающими темпами ведет контрактацию по проекту, стремясь к созданию длинных серий для обеспечения долгосрочной загрузки заводов. Благодаря этому загрузка, например, нижегородских судостроителей обеспечена на 5 лет вперед. Флот будет поставляться по льготным средневзвешенным ставкам, например, ставки лизинга пассажирских судов составляют 2,93%, грузовых судов – 7,6%.
Всего в 2023 г. компания законтрактовала строительство порядка 120 водных судов – это максимальный объем в истории компании (35% от общего парка законтрактованных судов ГТЛК).
В настоящий момент ГТЛК ведет работу над созданием нового масштабного и уникального проекта по строительству и передаче в регионы страны пассажирского речного водного транспорта – не менее 200 ед.
Городской пассажирский транспорт
В 2023 г. ГТЛК поставила рекордное количество общественного транспорта – порядка 3 тыс. ед., в первую очередь автобусов (четверть от всего автопарка ГТЛК). На поставки компании приходится треть от всего объема произведенных в 2023 г. автобусов в России.
В 2023 году компания с опережением сроков поставила экологичный и энергоэффективный городской транспорт в 12 регионов страны в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). А также провела опережающую контрактацию и передачи транспорта в ряд регионов по плану нацпроекта на 2024 год.
Кроме того, ГТЛК приступила к реализации инвестпроекта ФНБ по поставке более 4 тыс. ед. автобусов в субъекты России по льготной ставке 6,8%. План по поставкам транспорта на 2023 год выполнен в полном объеме.
Железнодорожный транспорт
В 2023 г. ГТЛК законтрактовала производство 15,5 тыс. ед. железнодорожного подвижного состава. 25% всего производства грузовых вагонов в стране приходится на заказы ГТЛК. Парк железнодорожного транспорта компании превысил 101 тыс. ед. техники.
Компания активно участвовала в реализации пассажирских жд-проектов, в том числе поставила два состава для запуска поезда «Ночной экспресс» между Москвой и Санкт-Петербургом, а также передала для работы на МЦД более 30 современных электропоездов.
Лизинг цифровых активов
В 2023 г. ГТЛК продолжила реализацию федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
На текущий момент в рамках программы льготного лизинга ГТЛК поставила российским компаниям 51 тыс. ед. отечественного телекоммуникационного оборудования.
Кстати, в части внутренней трансформации ГТЛК довела долю расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ до 100%, на закупку отечественной радиоэлектронной продукции – до 92,86%.
Инфраструктура
В 2023 г. состоялось открытие рабочего железнодорожного движения в морской торговый порт «Лавна», инфраструктурным инвестором по строительству которого является ГТЛК.
Компания приступила к запуску пусконаладочных работ терминала под нагрузкой, программы испытаний всего технологического оборудования. Одновременно начато накопление судовых партий угля.
Также в 2023 г. компания выполнила предпроектные работы для создания в Мурманске судоремонтного комплекса, который позволит обеспечить качественное обслуживание и ремонт флота, который приписан к порту Мурманск, включая в перспективе суда, оперирующие на Севморпути.
Финансовые итоги
Финансовая модель ГТЛК в 2023 г. подтвердила свою устойчивость и эффективность. ГТЛК перевыполнила годовой план по новому бизнесу, достигнув рекордных значений показателя по объему сделок в российском периметре за всю истории компании – более 220 млрд рублей с учетом проектов ФНБ.
Активы компании превысили 1 трлн рублей, лизинговый портфель ГТЛК перевалил за отметку в 1,5 трлн рублей.
В 2023 г. ГТЛК вышла на рынок замещающих облигаций, заместив все шесть выпусков еврооблигаций, эмитированных дочерними обществами в прошлые годы. По итогам года компания рассчитывает войти в топ-3 эмитентов по объему замещающих облигаций в обращении.
ГТЛК в 2023 г. также вернулась на прежний уровень заимствований на финансовых рынках, что позволяет компании активно развиваться и наращивать лизинговый портфель.
Планы на 2024 год
В 2024 г. ГТЛК пополнит парки российских компаний порядка 16 тыс. ед. новой отечественной техники. ГТЛК продолжит наращивать портфель и активы, а также станет активным игроком на финансовом рынке, что позволит обеспечить необходимый объем инвестиций в развитие.
«Нам предстоит передача первых водных судов по ФНБ-проекту, первые поставки самолетов Дальневосточной авиакомпании и первые сделки по льготному лизингу беспилотников. Приступим к реализации новых ФНБ-проектов по поставке на Дальний Восток 95 самолетов «Байкал» и по развитию речного пассажирского флота нашей страны. Чтобы новый флот было где обслуживать и ремонтировать, начнем проектирование судоремонтного комплекса в Мурманске, а масштабную стройку развернем в 2025 году. Работы предстоит много», – поделился планами на 2024 год генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.