Туризм как драйвер: безвиз с Китаем — шанс для регионов и бизнеса

Китай с 15 сентября ввел на год пробный безвизовый режим для россиян.

Президент России Владимир Путин 2 октября на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что Россия примет зеркальные меры и решение о безвизовом режиме для китайских туристов в России объявят уже в ближайшее время.

В августе 2023 года Россия уже упростила процедуры получения российских виз, введя электронные визы для граждан Китая. Китайским туристам необходимо подать заявление на получение электронной визы в течение 4 дней до запланированной даты отъезда и заполнить соответствующую форму на веб-сайте Министерства иностранных дел России. С момента выдачи электронная виза действительна в течение 120 дней и позволяет туристам находиться в России в течение 30 дней, её стоимость равна 50 долларам США. Это намного удобнее и быстрее предыдущего варианта визы – вклейки в паспорт, для получения которой нужно было обращаться в консульские учреждения России в Китае.

Подобный шаг принес свои плоды. Согласно данным посольства Китая в России в 2024 году Россию посетили 1 039 400 граждан Китая, что на 209,3% больше, чем в 2023 году. А в первой половине 2025 года Россию посетило около 317 800 китайских туристов, что на 5,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

         Российские власти выдвинули цель к 2030 году принять 5,7 млн. китайских туристов, что составит около 35% от общего числа иностранных туристов, которые въедут в Россию (общий показатель – 16 млн. чел.).

         Старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Батанова Светлана Валентиновна выделяет несколько тенденций развития китайского въездного туризма в России.

         Во-первых, если раньше большинство китайских туристов довольствовалось поездкой в Москву и Санкт-Петербург или на Байкал, то теперь все большее число китайцев (особенно молодых) едет в Мурманск смотреть северное сияние, на Камчатку, чтобы увидеть вулканы, в Ульяновск – посетить ленинские места и т.п. Это результат того, что в Китае стали лучше знать Россию, наша страна уже не представляется китайцам холодной, малопонятной и недружелюбной, как это было в 90-е годы прошлого века.

         Во-вторых, китайцы готовы платить больше, чем раньше, меняется состав и требования туристов.

Стоимость поездки из Пекина в Москву и Санкт-Петербург до пандемии составляла около 40 тысяч рублей. Основной категорией «допандемийных» туристов были пожилые люди, которые хорошо относились к СССР, и которым подарили поездку в Россию их дети или внуки. Они приезжали тургруппами, посещали в основном бесплатные достопримечательности, в том числе Мавзолей им.В.И.Ленина.

В настоящее время растет число молодых туристов, которые имеют индивидуальные требования, многие из них любят экстремальный туризм и готовы платить за свои удовольствия. Сейчас средний возраст китайских туристов в России составляет от 25 до 40 лет. Самыми активными китайскими туристами в России являются молодые люди в возрасте от 25 до 27 лет. Эти люди предпочитают путешествовать самостоятельно, а не в составе туристических групп. Особенно их привлекают маршруты, связанные с посещением природных пейзажей.

         Светлана Батанова считает, что Россия имеет ряд преимуществ для китайских туристов. Один из таких факторов – выгодный курс рубля по отношению к юаню. Китайцы полагают, что в России низкие цены и идеальное соотношение цены и качества, расходы на питание, проживание, городской транспорт и другие услуги дешевле, чем в других европейских странах, что позволяет туристам получать богатый опыт путешествий с меньшими затратами. При этом Россия имеет богатое культурно-историческое и архитектурное наследие, уникальные природные условия и обладает европейским колоритом.

         Второй фактор – дружественное отношение к китайцам, а также стремление бизнеса сделать пребывание китайцев в России комфортным. В китайских СМИ отмечается, что в России работает китайская платежная система Unionpay, во многих ресторанах появились меню на китайском языке, люди всегда готовы помочь и хорошо относятся, когда узнают, что турист – китаец.

         Третий фактор – в России много экологически чистых и вкусных продуктов, которые по вкусу и качеству превосходят китайские. Чаще всего речь идет о мёде, молочных продуктах, растительных маслах, кондитерских изделиях и т.п.

         Четвертый фактор, который выделяет эксперт Финансового университета, – в России есть развлечения, недоступные в Китае. Речь идет, в первую очередь, обо всем, что имеет отношение к огнестрельному оружию – охоте и стрельбе. В Китае подобные мероприятия находятся под строгим контролем или вовсе запрещены.

         Пятый фактор – довольно либеральное законодательство для иностранных предпринимателей и хорошие условия ведения бизнеса. Все большее число китайцев открывает свои магазины на маркетплейсах типа Ozon, чтобы продавать китайские товары в России.

         Шестой фактор – развитая цифровизация сферы услуг, позволяющая иностранцам пользоваться широким спектром услуг через приложения в телефоне.

         Из всего вышеизложенного старший преподаватель Финансового университета Светлана Батанова делает несколько выводов.

         Во-первых, после введения безвизового режима для граждан Китая нам следует ожидать роста числа поездок из Китая в Россию. Но при этом очень важно не разочаровать туристов. Нужно заранее готовить новые туристические продукты, делать их качественные презентации на китайском языке, по возможности, с учетом китайского менталитета и особенностей культуры и психологии. Важно организовать комфортное и безопасное пребывание туристов из Китая в России, это потребует строительства и модернизации гостиниц и дорог. Туристический потенциал регионов России огромен, но зачастую не раскрыт, так как есть много достопримечательностей, но условия для их посещения отсутствуют, информация о них слабо представлена в Интернете даже на русском, не говоря уже о китайском языке. Развитие «китайского» туризма может стать драйвером экономического развития многих российских регионов, но надо грамотно воспользоваться этой возможностью. 

Другие пресс-релизы