В 2025 году вопрос корректировки ставок утильсбора поднимался уже дважды в РФ:

с 1 сентября 2025 года для физических лиц, которые ввозят машины для личного пользования, ввели льготные ставки. Для новых легковых автомобилей сбор составил 3400 рублей, а для автомобилей старше трех лет с двигателем объемом до 3 л – 5200 рублей. 

Сейчас вопрос изменения утильсбора поднимается в третий раз. И новые правила расчета должны были вступить в силу с 1 ноября 2025 г. Но первый вице-премьер РФ Денис Мантуров поручил Минпромторгу предложить возможные меры по отсрочке изменений на месяц.

Согласно мнению доцента Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, кандидата экономических наук Ольги Дмитриевой, вопрос утильсбора следует рассматривать с двух точек зрения: со стороны государства и со стороны бизнеса.

Что касается нового подхода к расчету утильсбора в зависимости от мощности двигателя, изменения в первую очередь затронут владельцев автомобилей с высокими показателями мощности. Важно отметить, что привязка будет осуществляться именно к мощности двигателя. Однако для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил предусмотрены определенные льготы.

Новый порядок приведет к росту цен на автомобили, которые поступают на рынок через параллельный импорт, в первую очередь. Для государства - это мера, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранного ввозного товара, а также способ увеличения поступлений в бюджет за счет таможенных сборов. Предполагается внедрение прогрессивной шкалы, аналогичной той, что была реализована в налоговой сфере, и она продемонстрировала положительные результаты. Часть полученных средств может быть использована для дополнительного финансирования программ поддержки отечественных производителей автомобилей.

Изменения в ценовой политике затронут не только новые автомобили, но и уже существующий парк автомобилей, что произойдет практически мгновенно. На данный момент около 45% поддержанных автомобилей имеют мощность свыше 160 л.с. В первую очередь, ценовые корректировки коснутся самых востребованных моделей, таких как Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3 и X5, а также Hyundai и других. Ожидается, что удорожание может составить до 2 миллионов рублей и выше.

Тем не менее, сохраняется возможность выбора среди европейских и японских автомобилей с двигателями мощностью до 160 л.с. к примеру, моделей Fit, Corolla, Vezel, Jimny, Volkswagen Golf, Kia K3, Mazda 3, BMW X1, Mercedes-Benz C-Class и Audi A3.

По мнению профессора Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Анны Тихоновой, в ближайшее время не стоит ожидать значительных изменений в поведении потребителей. Люди не будут массово скупать автомобили, так как рынок уже испытывает перенасыщение китайскими автомобилями. Кроме того, растет интерес к автомобилям с электрическими двигателями, и в этом сегменте пока нет нововведений в отношении утильсбора.

Для того чтобы определить размер утильсбора, необходимо учитывать ряд характеристик автомобиля, включая: год выпуска, цель ввоза (для физического лица, для личного использования физическим лицом или для юридического лица), объем двигателя (в лошадиных силах или киловаттах), цену по инвойсу, а также информацию о гибридных автомобилях — какая из силовых установок (электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания) имеет большую мощность.

Размер утилизационного сбора рассчитывается по следующей формуле: утилизационный сбор равен произведению базовой ставки на соответствующий коэффициент. При этом важно учитывать, что при расчете могут быть задействованы дополнительные платежи, такие как таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз. Это касается случаев, когда при ввозе транспортного средства указанные суммы были уплачены не в полном объеме. В таких ситуациях доплаты вычисляются как разница между фактически внесенной суммой и установленной стоимостью, определенной в перечне Минпромторга РФ.

Другие пресс-релизы