Маркетплейсы как инструмент национального маркетинга: зачем России нужна государственная поддержка онлайн-площадок

Государственная поддержка маркетплейсов в России — вопрос, который в последние годы выходит за рамки сугубо экономической политики и превращается в инструмент национального маркетинга и стимулирования цифровой трансформации бизнеса. Маркетплейсы уже не просто каналы сбыта, а целостные системы, которые формируют потребительские привычки, стандарты сервиса и логистические цепочки. Поддержка со стороны государства усиливает эти процессы, и её эффект следует рассматривать через призму маркетинга: расширение охвата аудитории, повышение лояльности потребителей, развитие брендов региональных производителей и автоматизация коммуникаций с рынком. По данным исследования Data Insight, объём розничной интернет-торговли в России в 2024 году составил порядка 11,2 трлн. рублей и 6,8 млрд. заказов, что демонстрирует масштаб и потенциал канала для маркетинговых стратегий компаний любого размера.

Маркетплейсы сегодня концентрируют аудиторию: три крупнейших компании — Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет — на 2024 год занимали значительную долю онлайн-рынка (47% - Wildberries, 34,4% - Ozon и 8,1% - Яндекс.Маркета), что делает эти площадки мощным медиаканалом для продвижения товаров и коммуникаций с потребителем. Через маркетплейсы бренды получают доступ к инструментам персонализации, аналитике покупательского поведения и программам ретаргетинга, которые в сочетании с государственной поддержкой логистики и преференциями могут резко снизить входной порог для региональных производителей и малого бизнеса.

Государственные меры — от субсидий и льгот до нормативных инициатив — позволяют ускорить коммерческую интеграцию производителей в экосистемы маркетплейсов. Так, региональные программы субсидирования ускорили подключение сотен предпринимателей к площадкам: пример Московской области, где по итогам 2024 года получателями поддержки по программе «Маркетплейсы» стали 187 предпринимателей, общая сумма поддержки составила около 50 млн рублей. Эти средства целенаправленно снижают барьер входа — покрывают затраты на логистику, сертификацию и адаптацию карточек товаров, что прямо влияет на маркетинговые возможности: бренд получает увеличенную видимость и бюджет на продвижение в рамках площадки.

Как отмечает эксперт Карпова Светлана Васильевна, доктор экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ: «Государственная поддержка маркетплейсов обеспечивает важный эффект мультипликатора для региональной экономики: она не только расширяет каналы сбыта для производителей, но создает системные возможности для маркетинговой дифференциации. За счёт субсидий и инфраструктурных мер малые бренды получают доступ к инструментам персонализации и аналитике, которые ранее были доступны лишь крупным компаниям. Это ведет к более конкурентному, инновационному рынку и повышению качества предложения для потребителя».

На федеральном уровне обсуждаются нормативные акты, направленные на создание различных преференций для определённых категорий отечественных производителей, в том числе детских товаров. Это проявление эффективной экономической и социальной политики, где государство использует рычаги регулирования и стимулирования для формирования «национального» ассортимента на площадках и одновременно для защиты потребителя. Такие инициативы были отмечены в распоряжении Правительства России о создании преференциальных режимов для отечественных производителей на маркетплейсах. Для маркетинга это означает две вещи: рост доверия к локальным маркам и возможность для них выиграть за счёт видимости и сопутствующих коммуникаций.

С экономической точки зрения поддержка маркетплейсов приносит конкретные маркетинговые дивиденды. По данным ряда аналитических источников, универсальные маркетплейсы в 2024 году показали среднем по рынку рост оборота около +41%, а число транзакций выросло на 20% — это означает рост точки контакта между брендом и покупателем и одновременно рост данных о поведении покупателей, которые можно использовать для оптимизации маркетинговых стратегий. Рост общего объема оборота товаров у крупных компаний (например, Ozon за 2024 год увеличил оборот до ~2,87 трлн рублей, рост +64%) свидетельствует о том, что маркетплейсы остаются основным драйвером онлайн-продаж и инвестиции государства в развитие инфраструктуры площадок мультипликативно повышают эффективность рекламных и промо-активностей продавцов.

Эксперт, член совета гильдии маркетологов Зверев Дмитрий Магомедович считает, что «Сегодня маркетплейсы становятся центральным элементом национальной маркетинговой экосистемы. Государственная поддержка в этом контексте не просто экономический стимул, а стратегический инструмент построения долгосрочных коммуникаций между производителем, платформой и потребителем. С точки зрения маркетинга, мы наблюдаем формирование нового уровня доверия и прозрачности, когда цифровые площадки становятся продолжением бренда, а государственные меры обеспечивают равный доступ к этим возможностям для компаний любого масштаба».

Для производителей и маркетологов государственная поддержка — это не только прямые финансовые вливания, но и улучшение инфраструктуры: развитие складов, логистики «последней мили», стандартизация карточек товаров и унификация требований к маркировке. Эти процессы снижают операционные издержки и повышают конверсию карточек товара: качество фотографий, наличие описаний и отзывов — всё это лучше работает на маркетплейсе при поддержке программ обучения и субсидий для селлеров. Кроме того, государственная поддержка содействует формированию доверия со стороны потребителя — элементу брендинга, который тяжело нарастить малым компаниям без доступа к средствам массовой коммуникации.

«С точки зрения маркетинга, правильная государственная политика в отношении маркетплейсов — это инвестиция в рыночную грамотность и в инфраструктуру доверия. Поддержка, направленная на прозрачность торговых практик, сертификацию и обучение селлеров, усиливает конверсию и снижает барьеры для выхода на маркетплейсы, что в конечном итоге стимулирует спрос и рост сегмента в целом» - отметил эксперт, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Кудряшов Вадим Сергеевич.

Есть и маркетинговые риски, о которых важно помнить: концентрация аудитории на нескольких платформах увеличивает зависимость брендов от правил площадок, их алгоритмов и тарифов; государственные преференции при неверной реализации могут искажать конкуренцию. Но грамотно спроектированные меры поддержки — сочетание субсидий, обучения селлеров, развития логистики и прозрачного регулирования — минимизируют эти риски и превращают маркетплейсы в инструмент масштабирования бренда и тестирования продуктовых гипотез на массовом рынке.

Государственная поддержка маркетплейсов в России — не самоцель, а инструмент маркетинга на уровне экономики. Она расширяет аудиторию, повышает видимость местных брендов, улучшает качество клиентского опыта и делает маркетинговые инструменты доступными для малого и среднего бизнеса. При условии прозрачной реализации мер и соблюдения конкурентных принципов такая поддержка повышает эффективность коммуникаций между производителем и потребителем, ускоряет цифровую трансформацию и усиливает экономический рост.

Другие пресс-релизы